alt

 

                                                         Введение

I. АННОТАЦИЯ

1.1 Актуальность программы

1.2 Педагогические принципы

1.3 Цели и задачи

1.4 Основные направления и содержание деятельности

1.5 Основные положения организации образовательного процесса

1.6 Условия реализации программы

1.7 Прогнозируемые результаты и способы, методики их оценки

II. Учебно-тематический план

III. Содержание программы

IV. Методическое обеспечение программы

                4.1. Учебная деятельность

                4.2. Воспитательная деятельность

                4.3. Развивающая деятельность

                                                     СОДЕРЖАНИЕ

 

 

V. Список рекомендуемой литературы

VI. Приложения.

 

 

 

 

 

 

        Исходными предпосылками разработки данной программы явились факторы негативного влияния на процесс развития личности подростка, а именно: удаленность его от культурных центров, нереализованные интересы ребенка, эмоциональная депривация, неблагополучное влияние окружающей социальной среды. В основе программы систематизирован опыт создания детского коллектива на основе многосторонней работы по обучению музыкальной грамоте, развитию вокальных данных, обучению игре на музыкальных электроинструментах, выработке навыков ансамблевой игры, аккомпанированию, развитию творческой личности, способной адаптироваться в современных условиях. Наличие материально- технической базы, просторного звукоизолирующего помещения, соблюдение техники безопасности и комплекса воспитательных мер позволяет создать в детском доме свой вокально-инструментальный ансамбль, который обеспечит развитие творческой личности подростка.

На данном этапе очень важно направить в правильное русло коллективные формы музицирования. Вокально-инструментальный ансамбль очень популярная форма занятий музыкальным творчеством у подростков. Будучи довольно свободным по составу и исполняемому репертуару ансамбль в ряде случаев становится центром музыкально-просветительской работы, вызывает активный интерес у слушателей к настоящей музыке, способствует воспитанию хорошего музыкального вкуса, но чаще он же способствует популяризации низкопробных шлягеров, музыки « пустой» и неинтересной.

По определению видного психолога, профессора А.Г. Ковалева: «Коллектив – это объединение людей направленное на реализацию общественно значимых целей. Коллектив музыкальный, творческий, задача которого – передать мысли и чувства, идейное содержание, заложенное в том или ином произведении, создает особую «коллективную индивидуальность».

                                               АННОТАЦИЯ.

Программа лабильна и имеет четкую художественно-эстетическую направленность. Интерес воспитанников к деятельности ВИА позволяет привлекать подростков девиантного поведения, заполнить активным содержанием их свободное время, развивает творческие способности и самодисциплину, чувство коллективизма, ответственности, формирует гражданскую позицию и собственную значимость.

Педагогическая деятельность по программе строится так, чтобы в интересной дружественной атмосфере формировался активный, устойчивый к стрессам, самостоятельный, востребованный в обществе гражданин.

Методы и приемы, используемые в программе это: беседы, слушание музыкальных произведений и композиций, наглядный показ, творческие мастерские, мастер- классы, практические и репетиционные занятия. Формы проведения занятий сохраняют, усиливают и развивают естественное побуждение подростка к творческому самовыражению, дополняются прочными теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками владения музыкальными инструментами. В теоретическом разделе программы отражены принципы взаимодействия основного и дополнительного образования: обеспечение непрерывности образования, развитие технологии и идеи личностно-ориентированного образования, создание условий для формирования опыта творческой самостоятельности подростка и сохранение свободы детского пространства. Последовательность разделов учебного материала имеет логическую завершенность: теоретические сведения подтверждаются и подкрепляются практическими занятиями.

Прогностичность: реализация данной программы создает условия для развития творческой личности подростка, способного адаптироваться в социуме. 

Рациональность: программа позволяет получить максимально полезный результат  в развитии художественно-эстетического вкуса подростков.

Реалистичность: цель программы соответствует предлагаемым средствам для ее достижения.

Контролируемость: диагностика эффективности реализации образовательной программы позволяет выявлять  динамику развития творческих способностей подростков.

Программа рассчитана на воспитанников 7-15 лет. В коллектив принимаются все желающие. Программа предполагает профессиональное овладение музыкальными инструментами и вокально-ансамблевыми навыками, и составляют 144 часа. Срок реализации программы - 3 года. Программа занятий каждого года обучения составлена в соответствии с возрастными психолого-педагогическими особенностями подростков. Программа важна тем, что социальная и личностная адаптация, самореализация и самовыражение, развитие уверенности в себе являются необходимой основой для реализации своих творческих способностей.

                                   1.1 Актуальность программы.

Актуальна работа по созданию данной программы именно для воспитанников детского дома. Для них ансамбль - это возможность реализации стремлений утвердиться в жизни. Способность приносить радость людям помогает им почувствовать себя нужными. Концертные выступления показывают, насколько уверенней чувствуют себя дети в обществе. Они общительны, смело держатся на сцене, начинают импровизировать, высказывают суждения, пытаются оценить выступление свое и товарищей. Систематические занятия творческой деятельностью развивают положительные черты характера: настойчивость, трудолюбие, чувство собственного достоинства. Дети становятся мягче, отзывчивей, повышается культура общения и поведения. Душа и мысли становятся чище. В жизни они начинают видеть больше прекрасного, чем «темного».

           Особенностью программы является внедрение в процесс обучения компетентностного подхода, позволяющего педагогу выстроить профессиональную деятельность на основе принципов системности, научности, индивидуального подхода к ребенку, привить способность к осмыслению и самостоятельному освоению музыкального материала.

Важными компетенциями являются:

-ценностно-смысловая компетенция – формирование ценностных ориентаций, личностных качеств, индивидуальной позиции, социальной значимости;

-образовательная компетенция – информационная, техническая, культорологическая, исполнительская грамотность; формирование коммуникативной, творческой личности.

-нравствено-регулятивная компетенция – формирование способности коррекции жизненных позиций, нравственных идеалов, норм поведения.

Компетенция выпускника ансамбля - мотивированная потребность к реализации личностной стратегии на саморазвитие и самосовершенствование.

                                   I.2 Педагогические принципы.

В работе с детским ансамблем педагог руководствуется следующими принципами:

- единства обучения, воспитания и развития – комплексный подход к формированию личности;

- доступности и ясности – от простого к сложному;

-систематичности и последовательности – постепенное усложнение музыкального материала;

- креативности – стимулирование самостоятельной творческой активности;

-индивидуализации - сохранение индивидуальных способностей при коллективном музицировании;

- культуросообразности – использование особенностей нахождения в детском доме;

- демократизации – предоставление свободы саморазвития, самообучения, самоопределения;

- гуманизации – уважительного отношения к воспитаннику.

                                   I.3 Цели и задачи программы.

Цель программы – создание условий для развития у воспитанников способностей к осмыслению, пониманию, самостоятельному техническому освоению и творческому исполнению музыкальных произведений в ансамбле и сольно, для формирования музыкальной культуры личности, как неотъемлемой части духовной культуры исполнителя.

     Исходя из поставленной цели, поставлены следующие задачи:

Развивающие - развитие музыкальных, творческих способностей, внимания, памяти, музыкального слуха, мышления, воображения, устойчивого, глубокого интереса и любви к исполнительству.

 

Воспитательные – воспитание необходимых для жизни духовно – нравственных качеств, нравственных установок; привитие воспитанникам навыков культуры поведения, творческой дисциплины, внимательности и сосредоточенности; формирование личности, способной творчески реализовать себя в социуме.

 

Обучающие - овладение обучающимися разнообразными техническими приемами игры на инструментах, вокальному мастерству; обучение воспитанников основам музицирования и импровизации; профориентация наиболее способных.

                 1.4 Основные направления и содержание деятельности.

 

Эффективность развития, воспитания, обучения детей предполагает следующие направления деятельности:

-музицирование (овладение навыками игры на инструментах);

- чтение нот с листа;

- творческие игры;

- вокализация (овладение навыками пения);

- подбор репертуара;

- сценическое мастерство: (мимика, пластичность, создание образа, импровизация);

- публичное выступление (творческое настроение, преодоление волнения);

- овладение приемами работы с звукоусилительной аппаратурой, микрофоном;

- здоровьсбережение (создание комфортных условий, недопущение переутомления, правила техники безопастности.

               В работе с инструментальной группой уделяется внимание изучению способов звукоизвлечения и характерных приемов исполнения, работе над аппликатурой, постановкой руки (позицией). На начальном этапе обучения больше времени отводится индивидуальной работе с каждым учащимся. Без определенной подготовки игра ансамблем недопустима.

На групповых занятиях важно добиться чистоты интонирования, единства темпоритма, динамической и штриховой гибкости.

               Если предстоит разбор нового произведения, непременно прослушивание записи или исполнение преподавателем, обращая внимание на решение технически трудных задач. Затем в ходе совместного обсуждения -возможность самостоятельно разобраться в характере и идее произведения, найти главную тему, ее разработку, выявить стиль, особенности фактуры, аккомпанемента и т. д. В конце обсуждения резюмирование, а при необходимости коррекция выступления и только потом изучение партий. После ознакомления с партиями игра в медленном темпе отдельно по фразам, добиваясь динамического баланса между звучанием инструментов. Когда выучено наизусть, ставятся более сложные задачи.

               Игра на инструменте будет естественной, когда исполнитель не будет связан техническими трудностями, когда замысел и интерпретация будут в единстве. Необходимо применение различных приемов выразительности в соответствии с художественными задачами трактовки произведения. В аккомпанементе солисту- важно добиться подчинения инструментов голосу.

         Чтение нот с листа является одним из важнейших эмоционально-побудительных факторов самостоятельной работы исполнителя. Выработка этого навыка хотя бы на элементарном уровне.

                     Одним из наиболее эффективных методов развития музыкально-творческих способностей является аккомпанирование по слуху. К простым, сначала, мелодиям подбирается аккомпанемент, который ребенок должен услышать внутренним слухом, ориентируясь в тональности, не искажая авторский замысел.

         В плане обучения используются творческие игры. Например «минус один». На пленку записывается ранее разученное ансамблем произведение в нескольких вариантах: первый - без партии соло-гитары, второй без органа и т. д. Надо дополнить недостающее звучание в ансамбле своей игрой, пытаясь импровизировать.

           В музыке возможно одновременное сочетание и различных звучаний и нескольких голосов. Но это сочетание не хаотично, а подчинено определенным законам. Р.Шуман писал: «Если бы все музыканты хотели играть в первых скрипках, нельзя было бы составить оркестр. Уважай каждого музыканта на своем месте.» В работе необходимо добиться единого эмоционального настроя в коллективе, уважения друг друга, умения слушать других, чувства ансамблевого ритма.

             Проблема детского вокального пения издавна привлекала педагогов-музыкантов. Одни считали, что пение - естественный факт, присущий ребенку, но голосовой аппарат не сформирован, и обучать пению нельзя. Лишь после того, как пройдет мутация, можно начинать обучать петь. Другие считали целесообразным занятия пением в детстве, мотивируя это тем, что певческий акт зависит не только от голосового аппарата, а от всей психики поющего. Развиваются способности, которые не исчезают после мутации. Биографии певцов подтверждают, что большинство из них пели в детстве.

     Важно добиться владения такими профессиональными качествами, как правильность звуковедения, дыхания, дикции, чистота интонирования, умение петь в ансамбле, актерское мастерство. Пение должно быть свободное, естественное, не утомляющее ребенка. Изменение голоса при пении подражание кому-либо недопустимо. У каждого ребенка свой собственный тембр голоса, выразительность, полетность, нужно только развить эти качества.

Д.Б.Кабалевский писал: «Выдающимся певцам приходится вступать в соревнование с безголосыми, но отважными эстрадными звездами, пытающимися заменить отсутствующий голос - микрофоном, богатство человеческих эмоций-то мистическим шепотом, то истерическими воплями.» Микрофон действительно открыл путь певцам с посредственными голосовыми данными. Но пение через микрофон добавляет не только достоинства, становятся заметны все недостатки. Важно добиться ровного звучания по всему диапазону, отсутствию форсированного звука, крикливости при исполнении. Особенно хорошо дети понимают недостатки в исполнении после прослушивания записей своего пения. Часто используя такой прием - результат не заставит себя ждать. Желание изменить что-то, добиться правильности исполнения овладевает чувствами детей, повышает отдачу при работе над вокальной стороной, повышает интерес к творчеству.

В работе над вокальной техникой не меньше требований предъявляется к дикции и артикуляции. Положение губ, степень раскрытия рта, дыхание, произношение гласных и согласных это то, без чего невозможно добиться красоты пения.

             При подборе репертуара необходимо руководствоваться такими критериями как:

                       -доступность;

                       -художественная ценность;

                       -педагогическая целесообразность;

                      -индивидуальность;

                       -образность

                       -соответствие возрасту;

                       -соответствие характеру исполнителя.

От правильности выбора репертуара зависит творческий и духовный рост участника, формируется художественный вкус. Добиться, чтобы он был эмоционально близок, интересен и оказывал воспитательное воздействие. Поддержка и помощь ребятам в создании собственных сочинений, ведь это путь к самовыражению в музыке. Чувствуя поддержку и интерес со стороны руководителя, появляется потребность творить. Разве это не итог всей творческой и воспитательской работы.

               Участники вокально-инструментального ансамбля непременно должны обладать артистизмом, это и сценическое обаяние и мимика, и пластичность движений. Все это помогает установить контакт со слушателями, создать музыкально-сценический образ, импровизировать. Важна работа над сознательной художественной стороной постановки песни, от ее разучивания до исполнения не «поучая», а советуясь и помогая найти интересные решения.

                 Важным моментом в творческой жизни исполнителя является публичное выступление. Но возникают определенные трудности. Взволнованность перед выступлением, приподнятость настроения-все благотворно действует на творческое вдохновение, но чувство страха и паническое состояние нежелательно отражаются на психическом состоянии исполнителей. Практика генеральных репетиции, распевки, прослушивание в узком кругу, исключая «наставления» перед выступлением. И еще планирование, как можно большего количества концертов.

Умения и навыки аранжировки произведений основываются на знаниях инструментария, приемов звукоизвлечения, формообразования и т. д.

Деятельность вокально-инструментального ансамбля подразумевает использование звукоусилительной аппаратуры, электроинструментов, синтезаторов, компьютерной техники. Чтобы использовать в художественно-практической деятельности эту и другую технику необходимо помочь приобрести элементарные работы с приборами: управлять микшерским пультом, выделять отдельные инструменты, создавать звуковые эффекты, петь караоке, используя компьютер и микрофон, пользоваться Интернет, работать с музыкальными программами, а также навыкам техники безопасности.

Звукоусилительные системы и микрофоны все больше становятся частью нашей жизни, поэтому знания и навыки полученные в процессе обучения становятся актуальными.   Каждый эстрадный вокалист должен владеть навыками работы с микрофоном. Микрофон должен стать еще одним составляющим голосового аппарата. Вся работа должна быть направлена на одновременную организацию голосовой системы и микрофона. Добиваясь определенного качества звука можно целенаправленно влиять на работу всего голосообразующего комплекса.

Дыхание должно быть мягким и беззвучным.

Пение в микрофон позволяет использовать придыхательную манеру. При пении f - микрофон находится на оптимально далеком расстоянии от рта; при пении p – оптимально близкое (возможно прикосновение к губам).  

В процессе обучения необходимо учитывать, что такие согласные, как звонкие - Б, Д и глухие – П, Т должны формироваться на губах с наименьшим выходом воздуха, это относиться и к звонким и глухим шипящим. Многие учащиеся сразу не воспринимают преобразованный звук своего голоса, этот барьер преодолевается методом мысленного пения и восприятием своего пения изнутри.  

Для сохранения физического здоровья особое внимание уделяется обучению правилам техники безопасности и их соблюдению в процессе освоения новых инструментов и при выполнении определенных приемов игры на них, во время репетиций и концертных выступлений.

Для сохранения психического здоровья занятия проводятся в светлом, хорошо проветриваемом помещении, чередуются различные виды учебной деятельности. Не допускаются психологические перегрузки, состояния усталости, переутомления.

 

1.5 Основные положения организации образовательного процесса

Образовательная программа « рассчитана на 18 часов в неделю: 144 часов в год).

Данная программа рассчитана на 3 года обучения для детей 10 – 15 лет.

Оптимальное количество обучающихся – 12-15 чел.

Основной формой работы является музыкальное занятие, которое строится на основе индивидуального подхода к ребенку и предполагает взаимодействие между преподавателем и обучающимися.

     Формы работы - групповая, индивидуальная, в малых группах.

На индивидуальных занятиях разучиваются партии, проходит работа над трудными местами, получение необходимых теоретических знаний.

На групповых занятиях работа ведётся над освоением темпа, формы, динамики, характером, образным содержанием исполняемых произведений.

В малых группах, а это работа в паре с преподавателем, другим учащимся, отрабатываются ансамблевые моменты, трудные места.

Методы, применяемые в обучении:

- учебно-познавательной деятельности (наглядность, практические упражнения, словесный рассказ);

- художественно-исполнительский (практическое освоение материала, оттенков, выразительности исполнения);

- наглядности (прослушивание произведения исполнения педагогом или в видеозаписи и др.);

- мотивации (творческие задания, поддержание инициативы);

-творческой коммуникации (совместная творческая деятельность, коллективное нахождение способов освоения материала);

- игровой (развитие воображения, освоение приемов игры, вокальных приемов путём включения ребёнка в игру).

Эффективность образовательный программы осуществляется на основании:

        анализа работы и творческой деятельности воспитанников;

        результативности участия в концертных программах, конкурсах;

        итогового контроля.

Итоговый контроль – это контрольные уроки, отчетный концерт.

Формами контроля выступают: индивидуальный контроль, групповой контроль.

               1.6 Условия реализации программы

 

Средства, необходимые для реализации программы:

- информационно-методические (учебно-методические пособя, нотная литература, аудиозаписи, видеозаписи, дидактические материалы);

- технические (звукоусилительная аппаратура( усилитель, колонки, микшерский пульт, ревербератор, компрессор), микрофоны, электрогитары, синтезаторы звука, компьютер с программами обработки звука( миди-,караоке-проигрывателями, программами изменения тональности, программами записи голоса и инструментального материала);

- организационные (репитиционная комната, зрительный зал, воможность приобретения костюмов).

                       1.7 Прогнозированные результаты обучения. 

 

           Прогнозируемые результаты после 1-го года обучения:

 

Учащиеся должны знать:

- устройство инструмента, приёмы извлечения звука;

     - правильная посадка и аппликатура;

     - основы нотной грамоты и нотного письма;

       -первичный навык чтения нот;

       -первичные навыки пения в сопровождении ансамбля или фонограммы -минус;.

- правила техники безопасности при работе с электромузыкальным инструментом, усилительной аппаратурой.

Учащиеся должны уметь:

- читать ноты с листа в пределах одной октавы;

- играть аккорды по буквам;

     - исполнять нетрудные пьесы в состава ансамбля;

                     Прогнозируемые результаты после 2-го года обучения:

 

Учащиеся должны знать:

- основы нотной грамоты;

- первичные навыки аккомпанемента;

      - навыки сценического поведения;

- понятия гигиены голоса и слуха;

- правила техники безопасности при работе с электромузыкальным инструментом, усилительной аппаратурой.

Учащиеся должны уметь:

- играть совместно с ансамблем солирующие партии;

- играть произведения по табулатуре;

- применять приемы двухголосия;

 

                 Прогнозируемые результаты после 3-го года обучения:

 

Учащиеся должны знать:

 - основы нотной грамоты;

- основы звукоизвлечения и вокального искусства;

- настройку инструментов;

- сольное исполнение на инструменте.

- основы звукорежиссерской деятельности.

 

Учащиеся должны уметь:

-  играть выразительно солирующие партии и ансаблевые партии;

- выразительно исполнять вокальные произведения;

- применять сценические навыки на выступлении;

- работать с музыкальными программами на компьютере.

II. Учебно-тематический план.

 

                                                 I год обучения.

Содержание и виды занятий

Кол-во часов

Теория

Практика

1.

2.

3.

4.

Основы музыкальной грамоты.

Индивидуальные занятия (игра на инструменте, обучение вокалу, сценическое мастерство).

Групповые занятия в ансамбле.

Концертные выступления (репетиционные занятия, творческие отчеты)

9

81

36

18

9

9

     9

     9

-

72

     27          

9

Итого: 144 часа \ в год.

                                                     II год обучения.

Содержание и виды занятий

Кол-во часов

Теория

Практика

1.

2.

3.

4.

5.

Основы музыкальной грамоты.

Индивидуальные занятия(игра на инструменте, обучение вокалу,сценическое мастерство)

Групповые занятия (вокально-ансамблевая работа)

Концертные выступления (репетиционные занятия, творческие отчеты, участие в конкурсах, фестивалях)

9

72

45

18

9

9

5

9

-

63

40

9

Итого: 144 часа \ в год

                                                 III год обучения.

Содержание и виды занятий

Кол-во часов

Теория

Практика

1.

2.

3.

4.

Основы музыкальной грамоты  

Групповые занятия (вокально-ансамблевая работа)

Работа с музыкальными программами.

Концертная деятельность (творческие отчеты, конкурсные выступления)

                

9

99

18

18

9

9

9

9

-

90

9

9

Итого: 144 часа \ в год

Примечание: количество теоретических и практических часов может варьироваться в зависимости от общемузыкальной подготовленности обучающихся.

III. Содержание программы.

I год обучения.

Индивидуальные занятия на инструменте.

1.Электрогитара.

Теоретические сведения:

теоретические сведения основ музыкальной грамоты;  знакомство с инструментом, общие сведения об инструменте, устройство; настройка; положение гитары при игре, постановка рук, звукоизвлечение, строй; позиции аккордов, игра с медиатором и без него.

Практическая работа:

аккорды и способы их извлечения; приемы игры правой руки; упражнения в пределах 1-3 ладов; упражнения в пределах 3-9 ладов.

2. Клавишные инструменты.

Теоретические сведения:

основы гармонии и музыкальной грамоты; устройство клавишных инструментов; приемы игры на клавишных инструментах в ансамбле; уход и правила эксплуатации клавишных инструментов.

Практические занятия:

приемы игры одной, двумя руками; клавишные переключения;

упражнения для правой и левой рук; освоение различных видов игры на инструменте.

3. Постановка голоса.

Теоретические сведения:

основы приемов пения и личной гигиены голоса; основы эстрадного исполнения; навыки интонирования и владение голосом, особенности вокального пения в ансамбле.

Практическая работа:

певческая установка; упражнения по развитию силы звука; упражнения на развитие дыхания, дикции; работа с микрофоном.

4. Групповые занятия на инструментах.

Теоретические сведения:

основы ансамблевой игры; функции каждого инструмента в ансамбле; музыкальная оправданность применения различных звуковых эффектов; солирующая роль инструментов и вокальной партии.

Практические сведения:

ансамблевое исполнение простых упражнений, музыкальных отрывков; совместная игра на инструментах с голосовым сопровождением; отработка навыков исполнительского мастерства.

5. Концертная деятельность (творческие отчеты)

Теоретические сведения:

основы исполнительского мастерства, правила поведения на сцене; понятие об ансамбле.

Практические занятия:

участие в мероприятиях, праздниках, творческий отчет.

II год обучения.

1.Электрогитара.

Теоретические сведения:

основы музыкальной грамоты (приемы игры на гитаре, звукоизвлечение, принципы построения аккордов); правила эксплуатации инструмента, подключение, хранение, возможности электрогитары; игра медиатором. Практические сведения:

функции бас- гитары, ритм- гитары в ансамбле; виды игры на гитарах ( бас и ритм- гитарах);

аккордовые упражнения; солирующие партии инструментов в ансамбле.

Практические занятия:

игра совместно с инструментами ансамбля.2

2. Клавишные инструменты.

Теоретические сведения:

роль клавишного инструмента в ансамбле; возможности и обоснование приемов переключения; приемы игры в разных стилях; основы ансамблевой игры.

Практические сведения:

исполнение простых по композиции песен, мелодий; развитие навыка ансамблевой игры; отработка навыков исполнительского мастерства.

3. Постановка голоса.

Теоретические сведения:

гигиена голоса и слуха; интонирование и певческое дыхание, дикция при исполнении;

правила работы в ансамбле (с микрофоном); приемы двухголосия. Практические сведения:

работа над репертуаром; ансамблевая работа (пение дуэтом, солирующие партии);

работа с микрофоном.

4. Ансамблевая работа.

Теоретические сведения:

функции каждого инструмента в ансамбле; звуковой баланс; настройка инструментов;

соединение основных партий наизусть.

Практическая работа:

работа с репертуаром; вокально-инструментальная работа с ансамблем.

5. Концертные выступления.

Теоретические сведения:

основы техники безопасности при массовых мероприятиях; подключение, баланс, настройка инструментов; хранение и использование аппаратуры .

Практическая работа:

участие в мероприятиях; проведение творческих часов; концертные выступления.

III год обучения.

1. Вокально- ансамблевая работа.

Теоретические сведения:

основы техники безопасности при работе с электроаппаратурой; роль ВИА в жизнедеятельности детского дома; роль каждого инструмента в ансамбле; принципы исполнительского мастерства; чистота исполнения, строй, единство темпа и ритма в ансамбле; импровизация; солирующая роль инструментов ансамбля; работа с вокалистами; средства музыкальной выразительности, используемые в ансамбле; работа с компьютерными программами.

Практическая работа:

подключение, настройка инструментов, звуковой баланс ансамбля; игра в разных музыкальных стилях; солирующие партии для инструментов; подчинение аккомпанемента единым требованиям при игре в ансамбле; самостоятельное детское творчество.

2. Основы музыкальной грамоты.

Теоретические сведения:

устройство и настройка инструментов; солирующая роль каждого инструмента в ансамбле;

подчинение вокальной партии общим ансамблевым задачам; основы звукоизвлечения и вокального искусства; слуховой контроль, гигиена голоса и слуха.

Практические занятия:

солирование; работа постановке голоса, работа над дикцией, отработка певческих навыков.

3. Работа с электроаппаратурой

уход и эксплуатация музыкальных инструментов; настройка, подключение, работа с микрофоном, звуковой баланс; основы техники безопасности при работе с электроаппаратурой; работа с музыкальными программами.

4. Концертная (творческая) деятельность.

Теоретические сведения:

основы исполнительского мастерства.

Практические занятия:

музыкальное оформление вечеров; участие в мероприятиях, фестивалях, конкурсах.

IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Занятия в ансамбле проводятся 3 раза в неделю: индивидуальные и групповые занятия, общие репетиции. Время, отводимое на групповые занятия – 2 академических часа, на индивидуальные и занятия–1 час. Общие репетиции – 2 часа.

В составе могут заниматься дети разного года обучения. Количество детей колеблется от 4 до 6 человек.

                           4.1 Учебная деятельность.

Учебо-методический комплекс обеспечения программы составляют:

1.Учебно-методические пособия:

- специальная, методическая литература;

- нотная библиотека.

2.Дидактические материалы:

- аудиозаписи;

- видеозаписи;

- табулатура;

- клавиатура.

 

Учебная деятельность в ансамбле направлена на формирование и развитие предметных и ключевых компетенций.

Культурологическая - знание терминов, понятий, культурное взаимодействие с окружающим миром, наличие духовных потребностей, создание ситуаций в которых обучающийся приобретает опыт саморегуляции и самоконтроля (проводятся занятия-беседы, викторины, посещение концертов,фестивалей).

Методы диагностики - педагогическое наблюдение, тесты.

 

Техническая - владение приёмами игры на инструменте, вокального исполнения, сценического мастерства (упражнения, творческие задания, сольфеджирование, слушание музыки).

Методы диагностики – педагогическое наблюдение, обсуждение, викторины, поурочный контроль.

Информационная - знание компьютерной грамотности .

Метод диагностики - педагогическое наблюдение, коррекция.

Исполнительская - умение держаться на сцене, контролировать процесс исполнения.

Методы диагностики - педагогическое наблюдение, обсуждение.

Аналитическая - умение анализировать свою собственную деятельность, уметь видеть собственные недостатки и находить способ их преодоления).

Методы диагностики - педагогическое наблюдение, коррекция.

Здоровьсберегающая – умение расслабиться, ориентация на здоровый образ жизни.

Методы диагностики - педагогическое наблюдение, учет заболеваемости.

.                       4.2. Воспитательная деятельность

Воспитательная деятельность направлении на становление у воспитанников ценностно-смысловой компетенции – отзывчивости , доброты, толерантности, ответственности, гражданственности, патриотизма.

Методами организации воспитательной деятельности являются:

- беседы, посещение концертов с последующим обсуждением;

- участие в мероприятиях, концертах;

- стимулирование, поощрение;

- разучивание и слушание высокохудожественных произведений;

- совместное обсуждение поступков, ситуаций.

 

                     4.3. Развивающая деятельность

Все виды деятельности в коллективе носят развивающий характер,

что способствует общему развитию ребёнка, его способностей, воображения, представлений, мышления, внимания.

Важным является нахождение своего места в социокультурном пространстве; овладение инструментом, сценическим и вокальным мастерством; быть самостоятельным, инициативным, творческим без комплексов человеком.