alt                                              

В настоящее время чрезвычайно сложные экономические процессы в стране привели к изменению ценностных ориентации молодежи, деформировали самые устойчивые убеждения и взгляды. Размытость понятий «дом», «честь», «совесть», «достоинство» вносит свой вклад в морально-психологическое состояние общества. Поэтому забота о военно - патриотическом воспитании подростков приобретает сегодня для нашей страны судьбоносное значение. В Ставропольском крае воспитание подрастающего поколения неразрывно связано в освоении и охране приграничных окраин России.

 

В связи с этим большую значимость приобретает вопрос воспитания молодежи в духе культурных традиций, а также подготовки юношей к прохождению военной службы в рядах Вооруженных сил РФ.

 

Данная программа направлена на поэтапное освоение подростками культурно - исторического наследия малой Родины, военно - прикладных знаний с использованием воинских традиций, развитие физических способностей, воспитание патриотических чувств, высоких духовно - нравственных качеств. Отличительная особенность определяет основной концептуальный замысел программы, позволяющий развивать у подростков не только прикладные умения, но и способности к выбору нравственной позиции, к социально - ориентированной деятельности, самореализации и жизненному самоопределению.

 

Главной целью программы является создание условий для всестороннего развития личности гражданина и патриота своей Родины на основе культурно - исторических традиций; формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов России.

 

Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:

 

Обучающих:

 

- расширить и углубить знания по истории родного края, Вооруженных сил РФ, ОБЖ, физической подготовке;

 

- обучить основам военно-прикладной подготовки;

 

- формировать знания и умения, необходимые для социальной адаптации к жизни в современном обществе.

 

Развивающих:

 

- создать благоприятные условия для интеллектуального, морально - психологического и физического формирования личности, всемерного развития способностей, творческого потенциала;

 

- способствовать развитию детской инициативы и самоуправления;

 

- формировать у детей положительный социальный опыт, готовность к общественной и профессиональной деятельности;

 

- укрепить здоровье детей.

 

Воспитывающие:

 

- воспитать у подростков уважение к культурно - историческому наследию народа, любовь к Отечеству, готовность стать на его защиту;

 

- содействовать гармоничному развитию личности, совершенствованию ее духовно-нравственных качеств;

 

- формировать у юношей активную жизненную позицию, необходимые на военной службе эмоционально - волевые качества характера.

 

Основные принципы построения программы

 

Отбор содержания программы основывается на современных тенденциях личностно-ориентированного образования и следующих основных педагогических принципах:

 

Целостности — соблюдены единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой.

 

Гуманизации — признания личности ребенка с ее достоинством и потенциалом в качестве самоцели, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания.

 

Интеграции — совмещение в одной программе нескольких подпрограмм, подчиненных одной цели и связанных между собой.

 

Деятельностного подхода — любые знания приобретаются детьми во время активной деятельности.

 

Возрастного и индивидуального подходов — выбор форм, методов, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей.

 

Содержание программы

 

Содержательная часть программы представлена двумя тематическими блоками — направлениями:

 

«Защитники Отечества» (начальная военная подготовка).

 

Данное направление призвано способствовать подготовке юношей к военной службе. Оно включает поэтапное изучение ратной истории и традиций Вооруженных сил России, освоение и применение на практике основ военно - прикладных знаний по таким предметам, как огневая, строевая, разведывательная подготовка, военная топография и др.; реализуется в тесном взаимодействии с военным комиссариатом, воинскими частями дислоцированными на территории КМВ.

 

Полученные знания, умения отрабатываются практически во время проведения спортивных игр «Зарничка», «Зарница» и несения Почетного караула на Посту № 1 у мемориала «Огонь Вечной Славы» г. Пятигорска.

 

«Школа выживания» (обеспечение безопасности жизни и действия в экстремальных условиях).

 

В ходе реализации данного направления предполагается изучение способов выживания в экстремальных условиях, само- и взаимопомощь в чрезвычайных ситуациях, основ оказания первой медицинской помощи, совершенствование физической, морально - психологической подготовки к службе в армии.

 

Реализуется данное направление через практические занятия, военно - полевые сборы, походы, туристические занятия на местности (ориентирование, топасъёмка).

 

Организация образовательного процесса

 

Программа является комплексной и рассчитана на три периода обучения, детей в возрасте от 12 до 17 лет без предъявления требований к базовым знаниям.

 

Занятия проводятся: 4 раза в неделю по 3, 2 и 1 часу; всего в неделю 9 часов. (Количество занятий в неделю могут меняться в зависимости от расписания уроков, но не менее 9 часов за неделю)

 

Основные цели:

 

- выявление наклонностей и способностей к восприятию предлагаемых областей знаний, индивидуальных психологических особенностей, уровня общефизической подготовки. Формирование и закрепление интереса к выбранному виду деятельности;

 

- углубленное изучение теоретических дисциплин и практическое их освоение. Особое внимание уделяется всестороннему развитию выявленных способностей детей, формированию детского коллектива, ориентации на социально - значимую деятельность (участие в коллективных, творческих, трудовых делах, несение Почетного караула на Посту №1);

 

- целостное развитие личности, закрепление и развитие стремления к творческой деятельности, самореализации, самостоятельному поиску и принятию решений. Определяющим является практико - ориентированный, социально - значимый вид деятельности (участие в спортивных играх, турнирах, городских и краевых финалах военно - спортивной игры «Зарница»).

 

На занятиях используются рассказы, беседы, игры с элементами соревнований.

 

При реализации программы используются как групповые теоретические и практические занятия, так и индивидуальные. Теоретические занятия проводятся в учебных кабинетах, практические занятия проводятся в спортивном зале, на строевом плацу, полосе препятствий, стрелковом тире, открытой местности.

 

Оценка эффективности программы

 

Программа предполагает исследование социального благополучия детей, их психологического состояния, отслеживания степени усвоения знаний, умений, навыков по основным дисциплинам, а также уровня воспитанности и развития психологических свойств личности.

 

Важным критерием результатов обучения является участие в массовых мероприятиях, городских праздниках, военно - спортивных соревнованиях, концертах, играх, походах при наличии положительных результатов.

 

Оценка знаний, умений по физической и военно - прикладной подготовке проводится на занятиях в виде теоретических зачетов, зачетных соревнований, сдачи отдельных нормативов.

 

Ожидаемые результаты

 

1. Устойчивый интерес к деятельности кружка со стороны учащихся.

 

2. Достаточный уровень развития творческих способностей, сформированности нравственных качеств учащихся.

 

3. Стабильная динамика роста военно - спортивного мастерства обучающихся.

 

4. Стремление к здоровому образу жизни, отказ от вредных привычек.

 

5. Хорошая физическая форма учащихся.

 

6. Успешное прохождение военной службы или поступление в военные учебные заведения.

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

(9 часов в неделю)

 

 

 

Наименование разделов и тем

Количество

часов

Теория

Практика

Всего

Начальная военная подготовка

1.

Вооруженные силы России на современном этапе

 

 

 

2.

Уставы Вооруженных сил РФ

 

 

 

3.

Тактическая подготовка, организация и боевые возможности мотострелкового отделения (МСО)

 

 

 

4.

Современный общевойсковой бой, условные тактические обозначения видов вооружения и боевой техники, применяемых в бою

 

 

 

5.

Условия, обеспечивающие успешное выполнение боевых задач

 

 

 

6.

Управление отделением. Обязанности солдата в бою

 

 

 

7.

Строевая подготовка

 

 

 

8.

Огневая подготовка

 

 

 

9.

Физическая подготовка и рукопашный бой

 

 

 

10.

Устройство патрона

 

 

 

11.

Основы и правила стрельбы

 

 

 

12.

Инженерные заграждения

 

 

 

13.

Ручные осколочные гранаты

 

 

 

14.

Практическая стрельба из пневматического оружия

 

 

 

15.

Разведка

 

 

 

16.

Топографическая подготовка

 

 

 

17.

Походная подготовка

 

 

 

18.

Зимний лагерь

 

 

 

19.

Разведывательная группа

 

 

 

20.

Гражданская оборона

 

 

 

Школа выживания

21.

Факторы риска

 

 

 

22.

Место аварии

 

 

 

23.

Факторы выживания

 

 

 

24.

Общая схема действий в первые минуты аварии

 

 

 

25.

Как правильно подать сигнал бедствия

 

 

 

26.

Эвакуация с помощью спасательных транспортных средств

 

 

 

27.

Аварийное ориентирование

 

 

 

28.

Как потерпевшим бедствие в кратчайшие сроки выйти к людям

 

 

 

29.

Лес встречает по одежке, или о тесном башмаке, который может погубить целую экспедицию

 

 

 

30.

Необычное использование обычных вещей

 

 

 

31.

Аварийно-спасательные наборы

 

 

 

32.

Как в аварийной ситуации организовать водопотребление

 

 

 

33.

Как в аварийной ситуации обеспечить себя продуктами питания

 

 

 

34.

Дом из ничего

 

 

 

35.

Способы добычи огня

 

 

 

36.

Оказание первой медицинской помощи пострадавшим

 

 

 

37.

Выживание в условиях жаркого климата

 

 

 

38.

Выживание в открытых водоемах

 

 

 

39.

Самоспасение в зоне стихийного бедствия

 

 

 

40.

Защита от опасных животных и насекомых

 

 

 

41.

Медицинская подготовка в чрезвычайных ситуациях

 

 

 

 

Итого

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ I ГОДА ОБУЧЕНИЯ

 

Начальная военная подготовка

 

1. Вооруженные силы России на современном этапе:

 

1.1 - Ракетные войска стратегического назначения, сухопутные войска, мотострелковые войска.

 

1.2 - Воздушно - десантные войска, традиции и обычаи.

 

1.3 - Войска противовоздушной обороны, военно – воздушные силы.

 

1.4 - Военно-морской флот, пограничные и внутренние войска.

 

 

 

2. Уставы Вооруженных сил РФ:

 

2.1 - Военная Присяга.

 

2.2 - Изучение основных положений Устава внутренней и караульной службы.

 

2.3 - Изучение дисциплинарного и строевого уставов.

 

 

 

3. Тактическая подготовка, организация и боевые возможности мотострелкового отделения:

 

3.1 - Организация и вооружение МСО.

 

3.2 - Боевые возможности МСО.

 

 

 

4. Современный общевойсковой бой, условные тактические обозначения видов вооружения и боевой техники, применяемых в бою:

 

4.1 - Характеристика современного боя.

 

4.2 - Тактические знаки.

 

4.3 - Виды боя, походный и боевой порядок МСО.

 

 

 

5. Условия, обеспечивающие успешное выполнение боевых задач:

 

5.1 - Постоянная высокая боевая готовность.

 

5.2 - Своевременное обнаружение противника.

 

5.3 - Постоянное и четкое взаимодействие, умелые действия ночью.

 

 

 

6. Управление отделением. Обязанности солдата в бою:

 

6.1 - Содержание работы командира отделения по организации боя.

 

6.2 - Место командира отделения в бою.

 

6.3 - Обязанности солдата в бою.

 

 

 

7. Строевая подготовка:

 

7.1 - Строи и управление ими.

 

7.2 - Строй и его элементы.

 

7.3 - Развернутый и походный строи.

 

7.4 - Управление строем, отработка команд: «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Заправиться!».

 

7.5 - Расчет на первый - второй и по порядку номеров, перестроение из одношереножного строя в двушереножный и обратно.

 

7.6 - Движение на месте, элементы строевого шага, движение строевым шагом в одну шеренгу, в колонну по одному.

 

7.7 - Строевые приемы и движение без оружия, строевая стойка и выполнение команд.

 

7.8 - Повороты на месте.

 

7.9 - Походный шаг с переходом на строевой.

 

7.10 - Повороты в движении.

 

7.11 - Отдание воинской чести, выход из строя и подход к начальнику, постановка в строй.

 

7.12 - Движение строевым шагом в составе отделения.

 

7.13 - Движение строевым шагом в составе отделения.

 

7.14 - Повороты в движении в составе отделения.

 

7.15 - Отдание воинского приветствия в составе отделения, прохождение торжественным маршем.

 

7.16 - Строевые приемы и движение с оружием, выполнение приемов с автоматом.

 

7.17 - Размыкание и смыкание отделения.

 

7.18 - Перестроение отделения.

 

7.19 - Движение строевым шагом и отдание воинского приветствия с оружием в составе отделения.

 

7.20 - Изучение ритуального шага.

 

 

 

8. Огневая подготовка:

 

8.1 - Материальная часть автомата Калашникова.

 

8.2 - ТТХ АК-74.

 

8.3 - Назначение, устройство частей и механизмов автомата.

 

8.4 - Разборка и сборка автомата Калашникова.

 

8.5 - Смазка, чистка и хранение оружия.

 

 

 

9. Физическая подготовка и рукопашный бой:

 

9.1 - Бег на 60 и 100 м на время.

 

9.2 - Подтягивание на перекладине на количество раз, упражнение на брусьях с увеличением нагрузки.

 

9.3 - Бег в составе подразделения на 1000 и 3000 м.

 

9.4 - Челночный бег.

 

9.5 - Марш-бросок на 5000 м.

 

9.6 - Введение в рукопашный бой, разминка и подготовка к занятию.

 

9.7 - Выполнение перекатов и кувырков из различных положений.

 

9.8 - Боевые стойки.

 

9.9 - Выполнение нормативов по физической подготовке в беге на 100 м, 1000 м, 3000 м.

 

9.10 - Подъем с переворотом на время на количество раз с увеличением нагрузок.

 

9.11 - Упражнение на брусьях.

 

9.12 - Марш-бросок в составе отделения на 6 км.

 

9.13 - Приемы и способы борьбы с противником в рукопашном бою: приемы нападения.

 

9.14 - Изготовка к бою с автоматом, укол с выпадом, изготовка к бою с малой лопатой.

 

9.15 - Удары кулаком, постановка удара.

 

9.16 - Подтягивание на перекладине, подъем переворотом на количество раз на время.

 

9.17 - Упражнения на брусьях.

 

 

 

10. Устройство патрона:

 

10.1 - Пуля, разновидности пуль.

 

10.2 - Из чего состоит патрон.

 

 

 

11. Основы и правила стрельбы:

 

11.1 - Явление выстрела.

 

11.2 - Начальная скорость полета пули, траектория полета, отдача оружия, пробивное и убойное действие пули, прямой выстрел и его практическое значение.

 

11.3 - Выбор прицела и точки прицеливания при стрельбе по неподвижным мишеням.

 

 

 

12. Инженерные заграждения:

 

12.1 - Противотанковые мины.

 

12.2 - Противопехотные мины.

 

12.3 - Установка и обезвреживание мин.

 

12.4 - Другое инженерное оборудование.

 

 

 

13. Ручные осколочные гранаты:

 

13.1 - Назначения и боевые свойства гранат.

 

13.2 - Устройство гранат РГО, РГН, РГД-5, Ф-1, РКГ.

 

13.3 - Приемы и правила заряжания и метания ручных осколочных гранат.

 

13.4 - Меры безопасности при обращении с гранатами.

 

14. Практическая стрельба из пневматического оружия:

 

14.1 - Изготовка к стрельбе лежа без упора, с колена, стоя, с перекатом.

 

14.2 - Стрельба по неподвижным мишеням.

 

14.3 - Стрельба по падающим и движущимся мишеням.

 

14.4 - Стрельба из-за укрытия.

 

14.5 - Стрельба в составе подвижной группы.

 

 

 

15. Разведка:

 

15.1 - Наблюдение и маскировка в разведке.

 

15.2 - Выбор позиций для наблюдательных пунктов.

 

15.3 - Методы наблюдения, как и зачем наблюдать.

 

15.4 - В наступательном бою.

 

15.5 - Выбор разведчиков.

 

15.6 - Хитрости маскировки.

 

15.7 - Наблюдательные пункты, маскировка амбразур для наблюдения, ложные сооружения.

 

 

 

16. Топографическая подготовка:

 

16.1 - Ориентировка в пространстве и времени.

 

16.2 - Определение истинного и магнитного меридианов.

 

16.3 - Определение сторон горизонта по местным предметам.

 

16.4 - Как находить дорогу.

 

16.5 - Определение расстояний глазомером и при помощи специальных приспособлений.

 

16.6 - Топографические карты: общие замечания.

 

16.7 - Топографические знаки.

 

16.8 - Работа с военными картами.

 

 

 

17. Походная подготовка:

 

17.1 - Походный режим и личная гигиена.

 

17.2 - Путевой режим и распорядок работ, общие правила.

 

17.3 - Передвижение пешком, общие правила.

 

17.4 - Переход через реки, по осыпям и травянистым склонам.

 

17.5 - Переход через болота и высокогорье.

 

17.6 - Защита от насекомых.

 

 

 

18. Зимний лагерь:

 

18.1 - Обустройство зимнего лагеря.

 

18.2 - Установка зимних палаток с применением отопительных приспособлений.

 

18.3 - Дежурство возле печки.

 

 

 

19. Разведывательная группа:

 

19.1 - Организация разведбазы.

 

19.2 - Маскировка.

 

19.3 - Передвижение разведгруппы, порядок, соблюдение тишины, передача сигналов жестами, азбука Морзе.

 

19.4 - Действие отделения в разведке.

 

 

 

20. Гражданская оборона:

 

20.1 - Характеристика очагов поражения.

 

20.2 - Поражающее действие ядерного взрыва.

 

20.3 - Характеристика очага ядерного поражения.

 

20.4 - Характеристика очага химического заражения.

 

20.5 - Характеристика бактериологического оружия и очага заражения.

 

20.6 - Защитные свойства и внутреннее оборудование убежищ.

 

20.7 - Индивидуальные средства зашиты кожи и дыхательных путей.

 

20.8 - Одевание противогаза и ОЗК в составе отделения на время.

 

20.9 - Действия при вспышке ядерного взрыва.

 

20.10 - Транспортировка пострадавших из зоны заражения.

 

 

 

Школа выживания

 

21. Факторы риска:

 

21.1 - Голод.

 

21.2 - Жара, жажда.

 

21.3 - Холод.

 

21.4 - Переутомление, одиночество.

 

 

 

22. Место аварии:

 

22.1 - Арктическая пустыня, тундра, тайга, лесотундра, смешанные леса, лесостепь, степь, пустыня, горы.

 

 

 

23. Факторы выживания:

 

23.1 - Готовность к действию в аварийной ситуации.

 

23.2 - Воля к жизни.

 

23.3 - Знание приемов самоспасения.

 

23.4 - Навыки выживания, общая физическая подготовка, закалка.

 

23.5 - Правильная организация спасательных работ.

 

23.6 - Тактика выживания.

 

 

 

24. Общая схема действий в первые минуты аварии:

 

24.1 - Избежание паники, восприятие опасности.

 

24.2 - Поэтапная эвакуация.

 

24.3 - Пресечение паники.

 

24.4 - Изготовление элементарных укрытий от непогоды.

 

24.5 - Осмотр и оправка одежды.

 

24.6 - Основные правила потерпевших бедствие.

 

 

 

25. Как правильно подать сигнал бедствия:

 

25.1 - Радиотехнические средства аварийной сигнализации.

 

25.2 - Пиротехнические сигнальные средства.

 

25.3 - Дымовые и цветовые сигналы бедствия.

 

25.4 - Сигнальное зеркало.

 

25.5 - Звуковые и электрические средства сигнализации.

 

25.6 - Воздушный змей, флаги-сигналы, сигнальный костер.

 

25.7 - Свеча, жировые и керосиновые лампы.

 

25.8 - Бутылочная почта, кодовая таблица.

 

 

 

26. Эвакуация с помощью спасательных транспортных средств:

 

26.1 - Подтверждение приема сигнала бедствия.

 

26.2 - Эвакуация с использованием авиации.

 

26.3 - Подъем с помощью троса.

 

26.4 - Эвакуация с помощью судов.

 

 

 

27. Аварийное ориентирование:

 

27.1 - Потеря ориентировки, что делать?

 

27.2 - Определение сторон света.

 

27.3 - Умение выдерживать заданный курс.

 

27.4 - Оценка расстояний.

 

 

 

28. Как потерпевшим бедствие в кратчайшие сроки выйти к людям:

 

28.1 - Наблюдение и следопытство, поиск реки и лесных троп.

 

28.2 - Прослушивание.

 

28.3 - Чтение следов летом.

 

28.4 - Определение возраста следов зимой и летом.

 

28.5 - В какую сторону ушла машина.

 

28.6 - Следопытство на лыжне.

 

28.7 - Следы домашних животных, ориентирование с помощью приемника.

 

 

 

29. Лес встречает по одежке, или о тесном башмаке, который может погубить целую экспедицию:

 

29.1 - Экипировка людей, отправляющихся на лоно природы.

 

30. Необычное использование обычных вещей:

 

30.1 - Использование штанов, носков для хранения различных продуктов в пустыне и натягивания тентов от солнца; штаны как рюкзак.

 

30.2 - Использование в экстремальных ситуациях маек, рубахи и т. д.

 

 

 

31. Аварийно-спасательные наборы:

 

31.1 - Неприкосновенный запас.

 

31.2 - Аварийные комплекты.

 

 

 

32. Как в аварийной ситуации организовать водопотребление:

 

32.1 - Обеззараживание воды.

 

32.2 - Поиск и использование водоисточников.

 

32.3 - Изготовление фильтров из подручных средств.

 

 

 

33. Как в аварийной ситуации обеспечить себя продуктами питания:

 

33.1 - Примеры из жизни.

 

33.2 - Неприкосновенный продуктовый запас.

 

33.3 - Съедобные дикорастущие растения.

 

33.4 - Рыбалка и рыболовные снасти, примитивная удочка, леска, грузило, поплавок, крючок.

 

33.5 - Зимняя рыбалка в аварийных условиях.

 

33.6 - Охота и охотничьи снасти.

 

33.7 - Охотничьи орудия.

 

33.8 - Рецептура блюд.

 

33.9 - Простейшее консервирование, примитивная посуда.

 

33.10 - Нетрадиционные продукты питания суши, приготовление насекомых.

 

33.11 - Нетрадиционные продукты питания моря.

 

33.12 - Выход из голодания.

 

 

 

34. Дом из ничего:

 

34.1 - Функциональное определение убежища в первую минуту катастрофы.

 

34.2 - Место под бивак.

 

34.3 - В безлесье и малолесье.

 

34.4 - Чум, вигвам, домики-укрытия.

 

34.5 - В тайге и густолесье, двускатный шалаш, односкатный навес, адыгейский домик, гамак.

 

34.6 - Капитальные долговременные жилища: землянка, полуземлянка, изба, саманное строительство.

 

34.7 - Снежные убежища, классификация конструкций.

 

34.8 - Принципы строительства снежных убежищ.

 

34.9 - Глубокий снег, средней глубины снег, отсутствие наста; средней глубины снег, тонкий наст.

 

34.10 - Крепкий наст, средний и глубокий снег.

 

34.11 - Организация ночевки и отдыха в снежном жилище.

 

34.12 - Холодная ночевка в снежном убежище.

 

34.13 - Способы согревания замерзшего человека.

 

34.14 - Оборудование кострового бивака.

 

 

 

35. Способы добычи огня:

 

35.1 - Разновидности костров и их назначение.

 

35.2 - Печи, виды топлива.

 

35.3 - Разведение костра, добыча огня из подручных средств.

 

35.4 - Аварийные костровые ночевки.

 

 

 

36. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим:

 

36.1 - Главное, что должен уметь каждый.

 

36.2 - Как установить, что человек жив.

 

36.3 - Смерть потерпевшего.

 

36.4 - Как оказать первую доврачебную помощь, что можно и что нельзя.

 

36.5 - Оказание помощи при шоке, обмороке, наружном кровотечении, переломах костей и конечностей.

 

36.6 - Раны, непрямой массаж сердца и искусственное дыхание.

 

 

 

37. Выживание в условиях жаркого климата:

 

37.1 - Общие положения.

 

37.2 - Одежда в пустыне.

 

37.3 - Устройство убежищ.

 

37.4 - Тактика поведения в пустыне.

 

37.5 - Что и как пить в пустыне.

 

37.6 - Как отыскать водоисточник в пустыне.

 

37.7 - Как добыть воду с помощью конденсатора.

 

37.8 - Искусственные водоисточники, что делать с непригодной для питья водой.

 

37.9 - Солнечные и тепловые удары.

 

 

 

38. Выживание в открытых водоемах:

 

38.1 - Судовые коллективные спасательные средства.

 

38.2 - Индивидуальные средства спасения.

 

38.3 - Действия потерпевших при угрозе гибели судна.

 

38.4 - Поведение человека в воде.

 

38.5 - Поведение в спасательном средстве.

 

38.6 - Долговременное пребывание в спасательном средстве.

 

 

 

39. Самоспасение в зоне стихийного бедствия:

 

39.1 - Пожар, гроза, лавина, ураган, смерчь, пурга, цунами, сели и оползни, землетрясения, наводнения, авиа- и автокатастрофы, железнодорожные катастрофы.

 

 

 

40. Защита от опасных животных и насекомых:

 

40.1 - Опасные животные.

 

40.2 - Ядовитые змеи.

 

40.3 - Ядовитые насекомые пустыни и степи.

 

40.4 - Ядовитые рыбы.

 

 

 

41. Медицинская подготовка в чрезвычайных ситуациях:

 

41.1 - Транспортировка пострадавшего.

 

41.2 - Принципы оказания первой помощи в неотложных ситуациях.

 

41.3 - Нарушение проходимости дыхательных путей.

 

41.4 - Первая помощь при удушении.

 

41.5 - Оказание первой помощи при полной непроходимости дыхательных путей.

 

41.6 - Остановка дыхания.

 

41.7 - Первая помощь при стенокардии и инфаркте миокарда.

 

41.8 - Остановка сердца.

 

41.9 - Помощь при гипертонии.

 

41.10 - Проведение сердечно - легочной реанимации.

 

41.11 - Кровотечения и раны.

 

41.12 - Первая помощь при внутреннем кровотечении.

 

41.13 - Травма глаза.

 

41.14.- Травмы головы и позвоночника.

 

41.15 - Первая помощь при травмах головы и позвоночника, травмы и переломы конечностей, оказание первой помощи при переломах, вывихах, ушибах конечностей.

 

41.16 - Наложение повязок, жгутов и шин.

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

При реализации программы используются следующие методы и формы работы:

 

- поисково - исследовательский метод (самостоятельная работа учащихся с выполнением различных заданий на экскурсиях, занятиях на местности, походах, военно - спортивных играх и т. д.);

 

- метод самореализации, самоуправления через различные творческие дела (участие в соревнованиях, фестивалях, военно - спортивных играх, спартакиадах, форумах);

 

- метод контроля: врачебный контроль успеваемости и качество усвоения программы, роста динамики творческих показателей (соревнования турнирного типа в личном и командном зачетах, учебно - полевые сборы);

 

- метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания (семинары-практикумы, диспуты, тренинги, обсуждение видеоматериала, книг, интервьюирование, посещение музеев, архивов, проведение викторины по ратной истории родного края, Отечества). Заинтересованному отношению к деятельности клуба, развитию познавательных, творческих способностей, формированию социально - важных качеств, сплоченного детского коллектива способствуют приемы, используемые педагогами при организации образовательно-воспитательной деятельности:

 

- постановка увлекательной цели;

 

- система поощрений (присвоение разрядов, звания инструктора; благодарственные письма родителям);

 

- использования элементов самооценки, самоконтроля;

 

- создание атмосферы романтики и приключений (в условиях занятий на природе);

 

- введение элементов армейского уклада (распорядок дня, строгая дисциплина, дежурство, наряды, построения, единая форма, рапорты и др.);

 

- повторение, первичное закрепление действий;

 

- корректировка результатов.

 

 

 

Материально - техническое оснащение занятий:

 

- спортивный инвентарь;

 

- туристическое снаряжение, необходимое для занятий в помещении и выездных тренировочных лагерях;

 

- учебно - демонстрационное оборудование;

 

- видеотека;

 

- фонотека;

 

- наглядные пособия: учебные плакаты;

 

- набор учебных фильмов по «Школе выживания» и по истории Вооруженных сил РФ;

 

- схемы, таблицы;

 

- макеты учебного оружия;

 

- картографический материал различного масштаба.

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Начальная военная подготовка. – М.; Просвещение, 1987.

 

2. Наставление по стрелковому делу. – М., Воениздат, 1988.

 

3. Приёмы и способы действия солдата в бою. – М., Военное издательство, 1988.

 

4. Общевоинский устав. – М. Военное издательство, 2007.

 

5. Тыкул В.И. Спортивное ориентирование. – М.; Просвещение, 1990.

 

6. Фадеев В.А. Подразделение в разведке. – М.; Воениздат, 1985.

 

7. ОБЖ. 9 – 11 класс; учебник. – М., 1997.

 

8. Помощь пострадавшим. – М., Военные знания, 2000.

 

9. Стихийные бедствия и катастрофы. – М., Военные знания, 2000.