alt

 

 

 

Текстиль - большая ветвь декоративно-прикладного искусства, один из самых распространенных его видов. Ткани, одежда играют в жизни людей не только утилитарную роль, но и эмоциональную, эстетическую. Искусство украшать ткани пришло к нам из глубины веков, а крашение и набойка тканей являются одним из самых древних ремесел. В настоящее время, когда значительная часть декоративных изделий из ткани, ниток и другого материала искусно выполняется с помощью машин, многие предметы быта, одежды не теряют своей прелести и изящества, если они сделаны вручную.

Восприятие художественной и практической ценности изделий, созданных народными умельцами, художниками-дизайнерами и просто любителями, доступно детям школьного возраста.

Ручной труд является, прежде всего, средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих сил, т. е. общего развития ребенка.

Работа в кружке прикладного творчества позволит как детям, так и педагогу не только выполнять работы, требующие определенного умения, но и использовать и решать творческие задачи, направленные на развитие личности и ее творческое самовыражение.

Привлечение учащихся к различным видам внеклассных занятий по изучению истории и технологии народного рукоделия, участие их в общественно-полезном труде углубляют и расширяют знания учащихся, содействуют их политехнической подготовке. Отсюда вытекает ряд задач, которые ставятся перед педагогом и учащимися:

  • развивать в них интеллект, творческое мышление и практические навыки;

  • создавать условия для самовыражения, личностного развития;

  • выявлять наиболее одаренных детей, стимулировать развитие их талантов;

  • помочь найти детям свое место в жизни, обрести уверенность в новых социально-экономических условиях.

 

Целью работы кружка является создание условий для творческого самовыражения личности.

В результате выполнения работ по ручной росписи тканей дети

  • развивают объёмное мышление;

  • развивают глазомер;

  • получают технологические знания;

  • приобретают навыки работы с необходимыми инструментами;

  • соблюдают правила безопасной работы;

  • проявляют элементы творчества на всех этапах;

  • учатся терпению и настойчивости в достижении цели.

 

 

В методическом плане работа кружка ориентируется на проектно-конструкторскую деятельность учащихся.

Формы работы в кружке предусматривают показ приемов и методов ручной росписи тканей, практическое выполнение с учетом специфики материала и его свойств. Также учащиеся будут знакомиться с изделиями народных умельцев на выставках, экскурсиях.

В конце года дети самостоятельно выполняют творческие проекты, целью которых является проверка знаний и умений, которыми дети овладели в течение учебного года.

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 4,5 академических часа. В одной группе обычно занимаются 10-15 человек, что позволяет широко использовать индивидуальный инструктаж, при котором обучение новым, более сложным навыкам ведется очень успешно. Основное время работы занимает практическая работа по созданию эскиза и претворению его в материал.

Оценка результативности работы кружка. Результативности работы отслеживается с помощью проведения бесед с учащимися, наблюдением за их работой, умением владеть определенными навыками, необходимыми для выполнения данного вида работ, а также проведением выставок работ учащихся.

ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Текущий

 

Промежуточный

Итоговый

 

Внеурочная деятельность

-рисунки

-творческие работы

 

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, художественном изделии.

 

-Выставки творческих работ.

-Участие в различных видах изобразительной, декоративноприкладной и художественноконструктивной деятельности.

Беседы.

Участие в различных видах изобразительной, декоративноприкладной и художественноконструктивной деятельности.

Анализ внеучебной активности учащихся.

 

 

Учебно-методическое обеспечение

 

  1. Анна Эм./Батик – Минск : Харвест, 2008. – 320с. : ил. – (шаг за шагом).

  2. Жолобчук А.Я. Подарки из батика / – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 78, [2] с.: ил. – (подарок своими руками).

  3. Нессонова О. А. и др. – Волгоград: Учитель, 2009 . – 207 с.: ил. – (Технология. 5-9 классы. Организация проектной деятельности).

  4. www. история батика.ru

  5. http://www.bestsilk.ru/page/ page4.html

  6. https://ru.wikipedia.org

 

Тематическое планирование

 

Тема

Общее кол-во часов

в том

числе

 

 

теоретических часов

практических часов

1. Ручная художественная роспись тканей. Введение. Техника безопасности. Инструменты и приспособления.

2

1

1

2. Ткани для ручной росписи и их подготовка.

3

1

2

3. Рамки.

2

1

1

4. Краски для ручной росписи тканей.

 

3

1

2

5. Смешивание цветов.

2

1

1

6. Холодный батик

14

2

12

7. Роспись красками. Контурная роспись.

76

2

56

8. Свободная роспись.

20

2

18

9. Узелковый батик.

18

2

16

11. Выполнение творческого проекта.

30

1

29

Итого:

170

14

156

 

Учебно – тематический план

 

п/п

 

Дата

план/факт

 

Часы

 

Тема

 

Содержание

 

1.

 

2

Ручная художественная роспись тканей.

 

Введение в образовательную программу. Правила безопасной работы. Инструменты и приспособления. Разработка эскиза «Осенний пейзаж»

2.

 

3

Ткани для ручной росписи и их подготовка

Виды переплетений. Свойства тканей. «Осенний пейзаж». Эскиз в цвете

3.

 

2

Рамки

Разновидности рамок. Закрепление ткани на рамке. Работа над «Осенним пейзажем»

4.

 

3

Краски для росписи ткани.

Активные красители. Прямые красители. Дисперсные красители. Натуральные красители. Работа над «Осенним пейзажем»

5.

 

2

Смешивание цвета

Основные цвета. Принципы смешивания цветов. "Осеннее настроение". Эскиз в цвете

6.

 

14

Холодный батик.

 

Инструменты и материалы. Приёмы ведения росписи в технике холодного батика.

"Осеннее настроение". Перенос рисунка. Нанесение резервирующего состава. Закрепление краски. Уход за готовым изделием

7.

 

76

Роспись холодным батиком.

 

Контурная роспись. "Зимняя сказка". Проработка эскиза. Закрепление ткани на раме. Перенос рисунка. Нанесение резервирующего состава. Крашение. Закрепление краски. Уход за готовым изделием

 

8.

 

20

Свободная акварельная роспись.

Пейзажи природы.

Роспись ткани с применением

солевого раствора. Роспись

ткани красками с загустителями (ПВА, КМЦ). Роспись по аппретированным тканям. Роспись масляными красками. Роспись с использованием кристаллов соли и карбамида.

9.

 

18

Узелковый батик.

Инструменты и принадлежности.

Связывание узелков с использо

ванием пуговиц, камешков;

перевязывание нитью. Окрашивание. Сушка ткани.

10.

 

30

Творческий проект.

Я создаю батик.

Выполнение творческого проекта в любой технике по собственному замыслу. Выполнение панно на свободную тему.

Итого

 

170