alt

 

 

Аннотация.

 

         Программа клуба самодеятельной (авторской) песни (КСП) разработана для учащихся средних школ, детско-юношеских клубов, центров туризма, как один из видов дополнительного образования и в то же время она находится в тесной взаимосвязи с образовательной (литература), музыкальной (музыка, пение, игра на гитаре), спортивной (туризм) программами.

КСП объединяет авторов, исполнителей и почитателей этого жанра. Сегодняшний интерес к авторской песне не случаен. Наше общество, несколько деградировав, потеряло духовность, молодому человеку трудно разобраться в том информационном потоке, который обрушился на него. Исторически сложилось так, что во все времена и в радости и в горе рядом была песня. Потребность петь – наша национальная черта. Особенно это ярко проявляется у молодёжи и подростков.

Это обусловлено и возрастным физиологическим и психологическим развитием. Практически каждый подросток в определённый период берёт в руки гитару и пытается петь. Но большинство имеют низкий уровень музыкальной культуры.

Эта программа сможет помочь подросткам, объединив их в клуб, получить элементарную музыкальную грамоту, научиться аккомпанировать на гитаре, овладеть вокальным и исполнительским искусством, а самое главное, чтобы песни, которые подростки выбирают для своего репертуара, были высокохудожественными. Вот здесь и поможет авторская песня, ведь «поэзия под аккомпанемент стала противовесом развлекательной эстрадной песне, бездуховному искусству, имитации чувств. Она писалась думающими людьми для думающих людей»*

Программа КСП рассчитана на 5 лет занятий с детьми с 8 лет. Педагог определяет подготовку вновь поступивших детей, и в зависимости от её уровня предлагаются занятия в той или иной группе. Программа имеет 3 направления: 1 – авторская песня, 2 - школа гитарного аккомпанемента, 3 – творческая мастерская. Базовой является направление – авторская песня. Для ребят 2-3 года обучения, (желающих более глубоко узнать жанр авторской песни, участвовать в концертах, фестивалях, овладеть аккомпанементом на гитаре), предлагаются занятия в Творческой мастерской и Школе гитарного аккомпанемента.

Цель программы:

-гармоничное развитие личности средствами эстетического образования, развитие его эмоциональной сферы, формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций.

- Раскрытие творческого потенциала.

В тоже время программа КСП предусматривает решение основных задач:

- В области образования – расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу по музыке, литературе, МХК и др. Приобретения умений вокального, исполнительского искусства.

- В области воспитания – содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей, формирование

активной жизненной позиции, гражданской убеждённости, гуманное отношение к окружающей среде, содействие в самоопределении, социальной адаптации.

_________________________________

* Цитата из статьи Б.Окуджавы «Музыка души»


 

 

Для эффективной деятельности по программе необходимы:

1. музыкальные инструменты (фортепиано, гитара, маракасы);

2. аудио и видеоаппаратура, фотоаппарат, диктофон.

3. помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, мебель.

        Дети принимаются в течение всего года. Для привлечения детей педагогом разработаны лекции-концерты по истории бардовской песни для учащихся всех возрастных групп, проводятся вечера и концерты авторской песни в доме-музее А.А.Алябьева, центральной городской библиотеке им. М.Горького, воспитанники выступают с концертами в школах, классах, участвуют в конкурсах и фестивалях авторской песни.

         В результате освоения программы «Клуб самодеятельной песни» воспитанники получают целый комплекс знаний и приобретают определённые умения. К концу пятого года они должны:

1. уметь правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;

2. воспитать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, сострадание, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность;

3. овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке;

4. ориентироваться в традициях жанра авторской песни, знать творчество известных бардов;

5. приобрести комплекс специальных знаний и навыков: вокального и гитарного исполнения песен на основе лучших образцов русского городского романса, авторской песни, народного фольклора, популяризировать жанр авторской песни, передавая свои знания другим людям.

 

Учебный план на пять лет

 

№№

пп

Разделы

Количество часов по годам

1год

2год

3год

4год

5 год

1.

Вводные занятия: инструктаж по технике безопасности, правилам дорожного движения

4

4

4

4

4

2.

Авторская песня

162

162

-

-

-

3.

Творческая мастерская

162

162

162

162

162

4.

Школа гитарного аккомпанемента

-

-

162

162

162

 


Учебный план

 

№№

п

Разделы

Всего часов

Групп.

занятия

Индив.

занятия

 

Вводные занятия

4

4

 

I

Авторская песня

 

 

 

1.

Введение в историю бардовского движения

9

9

 

2.

Восприятие музыки

18

18

 

3.

Развитие музыкального слуха и голоса

30

30

 

4.

Усвоение певческих навыков

36

36

 

5.

Усвоение песенного репертуара

42

42

 

6.

Участие в школьных и городских мероприятиях

14

14

 

7.

Воспитательная работа

9

9

 

 

итого

162

 

 

II

Школа гитарного аккомпанемента

 

 

 

1.

Теория музыки

9

4,5

4,5

2.

Освоение аккордов и приёмов игры

45

9

36

3.

Знакомство с творчеством авторов песен. Освоение аккомпанемента песен.

42

18

24

4.

Исполнительское мастерство

42

18

24

5.

Работа над концертным репертуаром (сольные номера, дуэты, ансамбли)

24

16

8

 

итого

162

 

 

III

Творческая мастерская

 

 

 

1.

Вокально-хоровое пение

45

45

 

2.

Индивидуальная работа: по постановке голоса, работа с солистами.

32

 

32

3.

История авторской песни

18

18

 

4.

Выездные занятия (участие в концертах, фестивалях, экскурсиях, др.)

36

72

 

5.

Работа над концертным репертуаром (сольные номера, дуэты, ансамбли)

24

24

24

6.

Элементы актёрского мастерства

4

2

2

7.

Работа с родителями

3

3

 

 

 

итого

162

 

 

 


 

Содержание программы

 

Вводные занятия

На первых занятиях педагог проводит инструктаж по технике безопасности по правилам поведения в помещении, при пользовании аудио, усилительной, видеоаппаратурой, поведения на сцене, по правилам дорожного движения. Знакомит с содержанием предстоящих занятий.

 

I. Авторская песня

В программе обучения раздела «Авторская песня» большое внимание уделяется развитию музыкального слуха и голоса ребёнка, с использованием различных упражнений на правильность интонирования, дикцию, ритм. На основе авторской песни строится репертуар. Основной задачей является – увлечь ребят бардовскими песнями.

1. Введение в историю бардовского движения.

-истоки зарождения;

рассматриваются понятия туристская песня, бардовское движение, юмористическая песня;

- чьи песни ты поёшь

рассказы о творчестве Ю.Визбора, В.Высоцкого, С.Никитина, Ю.Кима, А.Городницкого.

 

2. Восприятие музыки

Музыкальное восприятие – это способность слышать и эмоционально переживать музыкальное содержание, как художественно-образное отражение действительности.

- обогащать музыкальные впечатления детей;

- развивать эмоциональную отзывчивость детей на песни разного характера;

-учить детей высказываться о форме песни, о темповых и динамических изменениях, о характере песни в целом;

-учить детей самостоятельно оценивать правильность пения, выразительность исполнения;

 

3. Развитие музыкального слуха и голоса

-расширять диапазон детского голоса;

-упражнять в чистом интонировании;

-ввести элементы двухголосного пения;

 

4. Усвоение певческих навыков

-учить детей петь легко, не форсируя звук, с чёткой дикцией, правильно брать дыхание;

- петь выразительно, выполнять паузы, точно выполнять ритмический рисунок

-учить петь хором, по одному, небольшими ансамблями, с музыкальным сопровождением и без него.

 

5 Усвоение песенного репертуара

- муз. В.Попова, ст. Ю.Кима «До чего же надоела»

- Ю.Ким «Что с тобой»

- Л.Сергеев «Кудряшки»

- В.Ланцберг «Песня о дружбе»

- С. Никитин «Резиновый ёжик»

- С. Никитин «Большой секрет»

- С.Крылов «Зимняя сказка»

- муз.Г.Лепского, ст. П.Когана «Бригантина»

- Ю.Визбор «Милая моя»

- Ю.Визбор «Домбайский вальс»

- Ю.Визбор «Три минуты тишины»

- В.Высоцкий «Вершина»

- В.Высоцкий «Песня о друге»

- В.Егоров «Монолог сына»

- Гр.Гладков «Детсад № 6»

- «Кораблик отважный»

- С.Матвеенко «Песенка для всех»

- муз. В.Берковского, ст.Киплинга «На далёкой Амазонке»

- муз. М.Дунаевского, ст.Н.Олева «33 коровы»

- А.Дольский «Песня Лиса»

- А.Дольский «Красный кораблик»

- С.Данилов «Голубой водопад»

- А.Городницкий «Атланты»

- С.Данилов, А.Гейнц «Скоры горы»

- Б.Окуджава «Поле чудес»

- Б.Окуджава «Дуэт лисы Алисы и кота Базилио»

- А.Суханов «Зелёная карета»

- А.Суханов «В деревянном башмаке»

- И.Орищенко «Домовёнок»

- муз. С.Щукина, ст.С.Козлова «Маленький кузнечик»

 

6. Участие в школьных и городских мероприятиях

- участие в школьных праздниках

- подготовка и участие в детском празднике туристской песни «Ветер странствий»

 

7. Воспитательная работа

- Экскурсии по городу с посещением краеведческого музея, дома-музея М.Ю.Лермонтова;

- походы выходного дня;

-участие в мероприятиях проводимых ЦДЮТиЭ;

 

Критериями оценки усвоения программы являются:

- знание текстов песен;

- умение правильно исполнить;

- знать авторов песен;

- участвовать в концертах и праздниках


II. Школа гитарного аккомпанемента

 

В программе обучения раздела «Школа гитарного аккомпанемента» большое внимание уделяется развитию индивидуальных творческих способностей, овладению исполнительского мастерства гитарного аккомпанемента в сочетании с исполнением песен.

 

1. Теория музыки

-Объяснение музыкальных терминов, знаков, обозначения аккордов. Рассматриваются понятия: мажор, минор, параллельные тональности, знаки альтерации, транспонирование, строй и настройка инструмента, темпоритмическая структура.

 

2.Освоение аккордов и приёмов игры

-Осуществляется основная работа по освоению инструмента; техники перестановки аккордов тональности Аm: Am, Dm, E7,G, C; тональности Em: Em, Am, H7, D, G; на приёме баррэ: F; F7;B. Освоение техники игры правой рукой: «щипок», «перебор», «бой»

 

3. Знакомство с творчеством авторов песен. Освоение аккомпанемента песен.

-Используя главный педагогический принцип: от простого - к сложному, первоначально берутся выученные песни на занятиях «авторская песня» с небольшим количеством аккордов. (Например, «Песенка для всех» С.Матвеенко – Dm-A7-Dm). Приобретая постепенно уверенность в своих силах, учащиеся с желанием изучают более сложные песни.

 

4. Исполнительское мастерство.

-Исполнительское мастерство включает в себя работу над правильным извлечением звуков на гитаре. Работа над ритмическим развитием. Решение практических задач по самостоятельному подбору аккордов к знакомым песням.

 

5. Работа над концертным репертуаром.

-Подготовка концертного репертуара. Работа над ансамблем.

        

Критериями оценки усвоения программы являются:

- уметь настраивать инструмент;

- грамотно читать обозначения аккордов и находить их на инструменте;

- уметь исполнить песни с разнообразными приёмами игры;

 


III. Творческая мастерская

Из успешно освоивших программу «авторская песня» и «школа гитарного аккомпанемента» формируется концертная группа (творческая мастерская), которая принимает активное участие в работе конкурсов, фестивалей и на концертах. Эта же группа является живой рекламой для пропаганды среди подростков прекрасного вида музицирования - жанра авторской песни, и широких возможностей исполнения под аккомпанемент гитары.

 

1. Вокально-хоровое пение

-Усвоение вокально-хоровых навыков на песенном материале известных авторов, как классиков, так и современных (с использованием регионального компонента).

 

2. Индивидуальная работа: по постановке голоса, работа с солистами, дуэтами, ансамблями.

-Развитие голосовых данных: распевки, умение владеть голосовым аппаратом. Умение эмоционально и выразительно преподносить исполняемый репертуар.

3. История авторской песни

- История возникновения авторской песни в нашей стране. Экскурс в древность – легенды и мифы;

-Рассказы о творчестве авторов и исполнителей песен. Участие в музыкально-поэтических композициях посвящённых творчеству известных авторов.

 

4. Выездные занятия

-участие в концертах, фестивалях, экскурсиях, др.

 

5. Работа над концертным репертуаром        

- подбор и подготовка концертного репертуара, как сольных номеров, так и дуэтов и ансамблей.

 

6. Работа с родителями

-родительские собрания, частные беседы с родителями отдельных детей;

- совместное посещение концертов, фестивалей, творческих вечеров.

 

Критериями оценки усвоения программы являются:

-исполнять песенный репертуар на высоком художественном уровне

- знать творчество известных авторов;

- знать, любить и уважать культуру своего народа.


 

Используемая литература

 

  1. 1.Авторская песня. – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1997. – (Школа классики)
  2. 2.Беккер И.Л. Туристские вечера: организация, подготовка, проведение. - Пенза, 1997.
  3. 3.Вендрова Т.Е., Пигарева И.В. Воспитание музыкой: Из опыта работ. - М., «Просвещение», 1991
  4. 4.Возьмёмся за руки друзья - М., «Молодая гвардия», 1990
  5. 5.Галич А. Возвращение: Стихи, песни, воспоминания. – Л.:Музыка, 1990.
  6. 6.Дом на полпути: Сб/Сост. А.и М. Левитанов. – М.: Советский фонд культуры, 1990. (Б-ка авторской песни « Гитара и слово)
  7. 7.Климович В.Е. Гитара в авторской песне. От трёх «блатных» аккорда до джазового аккомпанемента. Школа игры на примерах. - г.Минск, 2003
  8. 8.Люди идут по свету - М., «Физкультура и спорт», 1989 .
  9. 9.Материалы семинара хормейстеров и вокалистов. Экспериментальная детская хоровая музыкальная школа № 1 г.Екатеринбург, 1992
  10. 10.Митяев Олег. Вечная история. М.:»АиФ Принт», 2003.- (Серия «Золотая коллекция АиФа)

6. Наполним музыкой сердца 1989 / Сост. Р.Шипилов – М., «Советский композитор»

  1. 7.Орлова Т.М., Бекина С.И. Учите детей петь - М., «Просвещение», 1988.
  2. 8.Программа педагога дополнительного образования. От разработки до реализации. / Сост. Н.К. Беспятова. – М.: Айрис-пресс, 2003. – (Методика)
  3. 9.Песни Булата Окуджавы. Мелодии и тексты песен. / Сост. Л.А.Шилов, - М. «Музыка», 1989.
  4. 10.Сборник рекомендаций по вопросам социальной психологии неформальных объединений по интересам / Научно-методический центр народного творчества и культпросвет работы – г.Краснодар, 1988.
  5. 11.Соколова О.П. Двухголосное пение в младшем хоре. – М., «Музыка», 1987.
  6. 12.Среди нехоженых дорог одна – моя: Сборник туристских песен /Сост.Л.П.Беленький. – М.: Профиздат, 1989.: ноты
  7. 13. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. – М., «Музыка», 1990.
  8. 14. Юрий Визбор. Верю в семиструнную гитару. – М. АРГУС, 1996