Образовательная программа

Муниципального бюджетного общеобразовательного

учреждения

гимназии № 11 города Пятигорска

Ставропольского края

на 2017 – 2018 учебный год  

Содержание.

 

Пояснительная записка программы. Миссия школы, цели и задачи

образовательной программы школы.

МОДУЛЬ 1. Информационная справка.

1.1. Общая характеристика школы.

1.2. Юридическое обоснование функционирования учреждения.

1.3. Характеристика кадрового состава.

1.4. Материально-техническая и учебно-методическая база.

1.5.         Программно-методическое обеспечение.

1.5.1. Учебный план и методическая тема работы школы.

1.5.2. Система дополнительного образования, внеклассной и внеурочной деятельности, как способ учета индивидуальных особенностей учащихся.

1.5.3. Методическое сопровождение образовательного процесса и системы воспитания.

1.5.4. Оценивание деятельности обучающихся.

 

МОДУЛЬ 2. Характеристика контингента обучающихся и социального

статуса их семей. Определение их требований к уровню образования.

 

2.1. Социальный состав учащихся.

2.2. Состояние здоровья учащихся.

2.3. Уровень обученности и воспитанности учащихся.

2.4. Запросы учащихся, их родителей к образованию повышенного уровня по предметам.

 

МОДУЛЬ 3. Перспективы развития школы.

 

3.1. Образ выпускника начальной, основной и средней школы –

ожидаемый результат реализуемой образовательной программы.

3.2. Управление реализацией программы.

Образовательная программа является нормативно-управленческим

документом муниципального бюджетного общеобразовательного

учреждения гимназии № 11 г. Пятигорска, характеризует специфику

содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса.

Программа разработана в соответствии с Законом «Об образовании в

Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.декабря 2012 года, нормативными

документами по образованию, методическими рекомендациями по разработке

образовательных программ образовательных учреждений,

Уставом гимназии № 11 г. Пятигорска

Пояснительная записка

Школа - сложная и динамичная социальная структура.

В ее стенах взаимодействуют порядка тысячи человек

(педагогов, учащихся, родителей), имеющих самый различный

образовательный, культурный, экономический и профессиональный

уровень, со своими, порой, противоречивыми запросами и интересами.

Гимназия № 11 г. Пятигорска способна предложить самые различные

уровни общего и дополнительного образования - не только на уровне

Государственных стандартов, но также повышенные и специальные в соответствии с уровнем подготовки, состоянием здоровья, запросами и возможностями учащихся и их родителей, тем более, что в настоящее время все большее и большее количество жителей города приходит к выводу о необходимости получения образования, соответствующего современным социально-экономическим условиям.

     В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации», краевой и городской программой развития образования, Уставом гимназии настоящая образовательная программа является содержательной и организационной основой образовательной политики гимназии.

Образовательная программа гимназии – локальный акт общеобразовательного учреждения - создана для реализации образовательного заказа государства, содержащегося в соответствующих документах, социального заказа родителей учащихся и самих учащихся, с учетом реальной социальной ситуации города, материальных и кадровых возможностей гимназии.

Образовательная программа гимназии рассчитана на 2016 -2017 учебный год.

Образовательная программа гимназии состоит из следующих разделов:

Модуль 1. Информационная справка, которая содержит характеристику материальных и кадровых возможностей школы, обеспечивающих гарантии возможности достижения результатов образования.

Модуль 2. Характеристика контингента обучающихся. Результаты социологического исследования по определению социального заказа родителей учащихся, самих учащихся к образованию повышенного уровня, определению склонностей и способностей учащихся к определенным дисциплинам и видам профессиональной деятельности психологом, классными руководителями, учителями – предметниками.

Модуль 3. Перспективы развития школы в традиционных и инновационных, для школы, направлениях, пути решения, поставленных перед школой задач и ожидаемых результатов.

Миссия школы:

- создание наиболее благоприятных условий развития для всех учащихся, с учетом различий их склонностей и способностей, использование возможностей образовательного пространства школы, развитие дополнительного образования, привлечение социальных партнеров;

- гибкое реагирование на социально-культурные изменения среды;

- адаптация учащихся к быстро изменяющейся жизни;                                   

- создание условия для саморазвития и самореализации каждого ученика.

 

   Стратегическими целями реализации   образовательной  программы  являются:

·     обеспечение условий для построения индивидуального образовательного маршрута учащихся в процессе получения общего образования и последующего свободного выбора вида и профиля высшего профессионального образования;

·     создание условий для формирования толерантного сознания как важнейшей составляющей единого общеевропейского культурного пространства и освоение ценностей диалогического мышления.

·     воспитание в духе патриотизма и уважения к традициям и истории Северного Кавказа;

·     создание условий для адаптации в условиях современной жизни, воспитание информационной, экономической, правовой культуры, формирование гражданственности и уважения к правам и свободам человека;

·      создание условий для достижения нового качества образования, соответствующего требованиям информационно меняющегося общества на основе повышения эффективности и результативности образовательного процесса;

Цель образовательной программы школы:

          Регламентировать перспективы развития школы в соответствии с социальным образовательным заказом государств с учетом контингента обучающихся, материально-техническими и кадровыми возможностями гимназии.

 

Для достижения цели образовательной программы поставлены следующие задачи:

  1. 1.Реализовать права учащихся на получение образования;
  2. 2.Соблюсти соответствие локальных актов (устава школы, рабочих программ, учебного плана школы и пр.) государственным документам, регламентирующим образовательный процесс для реализации государственной программы образования;
  3. 3.Проанализировать материально-техническое оснащение школы и определить пути улучшения его для наилучшей реализации Образовательной Программы гимназии;
  4. 4.Проанализировать   педагогические возможности школы и определить пути, повышения квалификации, переквалификации учителей, способствующие наиболее полной реализации цели Образовательной Программы;
  5. 5.Определить предпочтения учащихся и родителей в получении образования повышенного или профильного уровней в рамках образовательного пространства учебного учреждения;
  6. 6.Определить приоритетные пути развития гимназии с учетом интересов всех сторон, задействованных в образовательном процессе;
  7. 7.Продолжить формирование нормативно-правовой базы по методической работе (положения, приказы, локальные акты);
  8. 8.Усилить работу по сохранению здоровья школьников. Внедрять в практику работы всех педагогов гимназии здоровьесберегающие технологии;
  9. 9.Способствовать развитию дополнительного образования в гимназии в целях формирования имиджа гимназии, как культурного центра микрорайона и города.

 

В основу образовательной программы гимназии положены следующие принципы:

 

·        Принцип гуманизации - наибольшей ценностью является человек. Личность ребенка требует уважения со стороны окружающих. Все  участники образовательного процесса заслуживают уважительного отношения к собственной личности. Задачи самопознания и развития личности учащегося  ставится в центр педагогической системы гимназии.

·        Принцип     толерантности     -     нормой     поведения     участников педагогического    процесса   является   уважительное    отношение    к неповторимости   и   индивидуальности   каждого,   чужому   мнению, другим   традициям   и   обычаям.   Достижение   поставленных   целей  совместной      деятельности      невозможно      без      поиска      путей взаимопонимания одного человека другим. Уважение других является основой для развития самоуважения.

·         Принцип опоры на положительные качества личности - в каждом   человеке обязательно есть социально ценные положительные качества, для   раскрытия   которых   необходимо   изучение   личности  ребенка, создание  ситуации успеха.  Педагогическая  деятельность  взрослых  опирается на лучшие, качества личности ребенка.

·        Принцип личностной ориентации - в школе каждый должен найти   свое место, не зависимо от «стартовых возможностей». Школа должна  стать своей для каждого, пришедшего сюда ученика. Обучение носит развивающий характер, и каждый ученик в процессе обучения должен оказаться   в   таких   условиях,   чтобы   его   задатки   смогли   быть реализованы в различных видах учебной деятельности.

·          Принцип культуросообразности - школа должна стать для ученика частью собственного мира,  а не вступать в конфликт с ним.

·        Принцип природосообразности и научности -  школьное образование основывается  на научном  понимании  естественных  и социальных  процессов,    согласовывается    с    общими    законами    природы    и человеческого  общества,  при  этом  содержание,  формы  и методы  образования и воспитания должны соответствовать возрастным, половым и личностным особенностям учащихся.

·        Принцип практической ориентации — только в деятельности, причем в разнообразных ее видах, может происходить, с одной стороны реализация заложенных возможностей и особенностей личности, с другой  ее  - развитие и приобретение нового опыта, знании и умений. Задачей    школы    является    организация    развивающей    учеников деятельности.

·        Принцип     практической     направленности     -    школа    должна сформировать не только систему знаний, а систему применения их  в реальных жизненных условиях, способность активно противостоять               негативному влиянию окружающей среды.

·   Принцип непрерывности образования   - действует как фундаментальная основа организации целостной системы образования с 1 по 11 класс. Этот принцип формирует необходимые самостоятельные навыки, мотивацию положительного образования.

·   Принцип системности - школа не является изолированной звеном образования, воспитания и развития, а, входит в сложную систему взаимодействующих  друг  с  другом  звеньев.   Целостную  личность, можно      воспитать,      только      учитывая      это      взаимодействие.      Образованность личности определяется не набором знаний, а степенью сформированности мировоззрения, в основе которого лежит освоенный личностью опыт цивилизации.

Вышеперечисленные принципы, лежащие в основе построения образовательной программы, сориентированы на личность ребенка, создание в гимназии условий для развития его способностей, внутреннего духовного мира, на свободное сотрудничество педагогов и родителей, на целенаправленное взаимодействие содержания образования по всем учебным предметам, обеспечивающим гармонизацию в развитии интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы обучающихся.

 

 Ожидаемый результат образовательной деятельности — востребованность МБОУ гимназии № 11 учащимися, их родителями, государством, обществом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОДУЛЬ 1. Информационная справка.

 

1.1.   Общая характеристика школы.

 

Функционирование муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии № 11 города Пятигорска Ставропольского края обеспечивается следующей нормативно-правовой базой: Уставом гимназии, принятым на общем собрании трудового коллектива, Договором с учредителем – Администрацией г. Пятигорска, Лицензией от 24 января 2012 года Регистрационный № 2412, Серия РО № 039554 выданной Министерством образования Ставропольского края, Свидетельством об аккредитации от 22 марта 2012 года Регистрационный № 1764, Серия ОП № 027066, выданной Министерством образования Ставропольского края.

 

 

1.2.   Юридическое обоснование функционирования учреждения.

 

Деятельность МБОУ гимназии № 11 г. Пятигорска регламентируется:

 

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12г;
  • Положением об общеобразовательных учреждениях;
  • Законом РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 12 марта 1999 года;
  • Приказом Минобразования РФ от 09.03.04 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • Стратегией развития системы образования РФ до 2020г.;
  • Стратегией развития системы образования Ставропольского края до 2020г.;
  • Базисным Учебным планом Ставропольского края;
  • Национальной инициативой «Наша Новая Шкала»;
  • Уставом гимназии;
  • Локальными актами.

 

1.3.   Характеристика кадрового состава.

 

Работу с детьми осуществляет квалифицированный коллектив, состоящий из 40 педагогических работников: учителя – 38 человек (социальный педагог, педагог-организатор); администрация (директор и заместители директоров) – 6 человек.

Среди учителей школы

  • Заслуженный учитель – 1 педагог
  • Учителя, награжденные Нагрудным знаком «Отличник народного просвещения» - 2  педагога
  • Учителя, награжденные Нагрудным знаком «Почетный работник общего образования РФ» - 10 педагогов
  • Победители ПНП «Образование» – 3 педагога
  • Награждены Почетными грамотами Министерства образования и науки РФ – 6 педагогов

 

         В школе функционирует высокопрофессиональный стабильный преподавательский коллектив. Средний возраст сотрудников коллектива – 47 лет. Возраст благоприятный для профессиональной реализации, характеризующийся хорошей работоспособностью.                            

         Учителя постоянно работают над повышением своего профессионального уровня. За последние три года более 98 % педагогов прошли курсы повышения квалификации через систему повышения квалификации СКИРО и ПРО, семинары, дистанционные курсы.

        В 2016 -2017 учебном году будет продолжена работа по повышению квалификации учителей через систему курсов повышения квалификации (как очных, так и дистанционных), профессиональной переподготовки и других форм повышения квалификации, конкурсов профессионального мастерства.

 

Высокая квалификация учителей, готовность к постоянному профессиональному росту позволяют ставить перед коллективом и успешно решать любые образовательные задачи.

 

 

1.4. Материально-техническая и учебно-методическая база.

 

   В целом санитарно-гигиенические, материально-технические условия соответствуют целям и задачам образовательного процесса. Гимназия получила санитарно-эпидемиологическое заключение на право ведения образовательной деятельности. В течение учебного года постоянно уделяется внимание улучшению материально-технической базы, охраны здоровья и обеспечению санитарно-гигиенического режима работы школы.

Учебно-воспитательный процесс осуществляется в двух зданиях: Кирова, 83 и Козлова, 30. По адресу Кирова 83 занятия проводятся в 2-х этажном здании, в 10 классных помещениях, 1 мастерской, 1-м кабинете обслуживающего труда, 2-х компьютерных классах (один из них с выходом в Интернет). Имеется медицинский кабинет, кабинет психолога, библиотека, оснащенная компьютером, буфет-раздаточная на 45 посадочных мест, спортивный зал, актовый зал, спортплощадка.

     Общий фонд школьной библиотеки составляет 11945 экземпляров, из них учебная литература – 7810 экземпляров.

 

У школы имеется свой сайт – адрес: http://gimn11.ru

Имеется 6 автоматизированных рабочих места (АРМ) администратора, одно автоматизированное рабочее место (АРМ) библиотекаря, 10 автоматизированных рабочих мест (АРМ) учителя.

 

Материально-техническая база гимназии удовлетворительна, но не хватает компьютеров, интерактивных досок. Администрация гимназии продолжит работу над улучшением материально-технической базы, обновлением фонда библиотеки, в целях выравнивания условий получения образования.  

 

 

 

1.5. Программно-методическое обеспечение.

 

1.5.1. Учебный план и методическая тема работы гимназии.

Учебный план гимназии на 2016 – 2017 учебный год соответствует Концепции модернизации российского образования, Федеральному базисному учебному плану, ориентированному на предпрофильную и профильную подготовку учащихся.

Тема работы гимназии – «Формирование потребности школьника в саморазвитии, самосовершенствовании через внедрение в учебно-воспитательный процесс инновационных технологий».

Учебный план I ступени (1-4 классы) ориентирован на 4-х летний срок освоения государственных образовательных программ начального общего образования с учетом ФГОС второго поколения, в соответствии с индивидуальными особенностями детей, пожеланиями родителей и профессиональным выбором педагогов

.

Начальное образование (1-4 классы)

Цель. Формирование основы учебной деятельности ребенка – системы учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Содержание образования на первой ступени реализуется преимущественно за счет введения интегрированных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностного подхода и индивидуализации обучения (математика, окружающий мир, технология). Значительное внимание уделяется развитию эмоциональной привлекательности процесса учения, укреплению познавательного интереса, как ведущего фактора успешности образовательного процесса. Современные тенденции развития российского образования, необходимость интеграции России в мировое сообщество обусловили введение в начальной школе изучения иностранного языка

Результаты начального образования

В начальной школе основным результатом образования является формирование общеучебных навыков, универсальных учебных действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач.

Учебный план II ступени (7-9 классы) реализуется за 3-летний нормативный срок освоения государственных программ основного общего образования. В 8- 9-х классах осуществляется предпрофильное обучение.

Основное образование (7-9 классы)

Цель. Обеспечить личностное самоопределение учащихся – формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции, профессиональный выбор, выявление творческих способностей учащихся, развитие способностей самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности. Достижение уровня функциональной грамотности на основе успешного освоения образовательных областей и дисциплин базисного учебного плана в соответствии с Государственным стандартом, подготовка к продолжению образования в профессиональной или общеобразовательной школе.

 

Содержание образования на второй ступени является относительно завершенным и базовым для продолжения обучения в средней (полной) общеобразовательной школе, создает условия для получения обязательного среднего (полного) образования, подготовки учеников к выбору профиля дальнейшего образования, их социального самоопределения и самообразования.

В процессе освоения содержания основного образования создаются условия для формирования у обучающихся умения организовывать свою деятельность – определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты.

Изучение систематических курсов естественнонаучных (физика, химия, биология, география) и общественных (история, обществознание) дисциплин нацелено на формирование у обучающихся умения объяснять явления действительности, выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать, выявлять причинно-следственные связи, оценивать их значимость.

Для формирования у обучающихся умения ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей вводятся систематические курсы литературы, истории и обществознания, искусства, продолжается изучение иностранных языков (английского, немецкого, французского, испанского)

         Для усвоения обучающимися ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности – навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативные навыки, навыки измерений, навыков сотрудничества способствуют все учебные предметы, и в большей степени русский язык, математика, информатика, иностранный язык и основы безопасности жизнедеятельности.

В основной школе с одной стороны, завершается общеобразовательная подготовка по базовым предметам, а с другой - создаются условия для осознанного выбора обучающимися профиля обучения в старшем звене или иного варианта жизненной стратегии, обеспечивающей получение обязательного общего среднего образования.

В 8-9 классах проводится предпрофильная подготовка, заключающаяся в следующем:

1) информационная и профориентационная работа, включающая:

- знакомство школьников с местными учреждениями среднего специального образования возможного продолжения образования после 9 класса, изучение их образовательных программ, условий приема, посещений этих учреждений;

- психолого-педагогическая     диагностика,       анкетирование     и консультирование 9-классников;

2) спецкурсы, которые способствуют:

*                                расширению знаний учащихся по той или иной образовательной области;

*                                самоопределению   учащихся   относительно   профиля   обучения   в старшей школе;

*                                формированию интереса и положительной мотивации к тому или иному профилю.

3) В 8-х классах и 9В классе через организацию занятий по образовательной области «Технология» в Учебно-производственном комбинате.

 

Учебный план III ступени (10-11 классы) предполагает социально-гуманитарный профиль. Организация этого профиля обусловлена результатами анкетирования учащихся, социальным запросом родителей, наличием материально-технической базы и кадровым составом гимназии.

 

Среднее образование (10-11 классы)

Цель. Достижение уровня образовательной компетентности,
способности решать задачи в различных видах деятельности на основе теоретических
знаний, успешное освоение образовательных областей и дисциплин базисного учебного плана в соответствии с Государственным стандартом, подготовка к продолжению образования в профессиональных учебных заведениях.

         Содержание образования на 3 ступени обучения направлено на формирование и развитие у обучающихся навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения с широкими и гибкими возможностями построения старшеклассниками индивидуальных обучающих траекторий в соответствии с их способностями и потребностями, обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности, освоение теоретических основ наук, развитие специальных и практических способностей, овладение специальными приемами мыслительной деятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Преподавание в МБОУ гимназии № 11 ведется по рабочим программам по предметам, специальных курсов, объединений дополнительного образования, не противоречащим Государственным стандартам и Примерным программа по предметам.

В образовательном процессе используются учебники и учебные пособия, имеющие грифы «Допущен…» или «Рекомендован министерством образования и науки РФ».

Образовательная деятельность в гимназии № 11 в 2016 – 2017 учебном году ведется по учебно-методическим комплексам.

УМК (Приложение)

Учебный плана на 2016 - 2017 учебный год (Приложение)

 

 

1.5.2. Система дополнительного образования, внеклассной и внеурочной деятельности, как способ учета индивидуальных особенностей учащихся.

 

С целью учета индивидуальных потребностей учащихся, их социальной адаптации, развития способностей гимназия развивает и поддерживает систему дополнительного образования, внеклассной и внеурочной деятельности. В соответствии с инициативой «Наша новая школа» МБОУ гимназия № 11 организует образовательный процесс во внеурочное и внеклассное время.

Система дополнительного образования гимназии включает в себя кружки, секции, клубы по 6 направленностям, в которых занимаются 36 % учащихся гимназии

  • художественно-эстетическое (театральный кружок, кружок «Палитра», музыкальные: «Ля-минор» и самодеятельной песни, «Радуга» (роспись по ткани),
  • физкультурно-оздоровительное (секции баскетбола, бокса, ОФП),
  • научно-техническое – (кружок «Компьютерная игротека»)
  • военно-патриотическое ( кружок «Поиск», ВПК «Патриот»)
  • культурологическое (историко-краеведческий кружок, ,туристко-краеведческий кружок)
  • социально-педагогическое (кружок «Клаксон»).

В системе дополнительного образования вне школы задействованы 43% учащихся.

Так же учащиеся гимназии во внеурочное время посещают научные общества: «Эрудит», «Благовест»

 

 

 

1.5.3. Методическое сопровождение образовательного процесса и системы воспитания.

Всей методической работой гимназии руководит методический совет. В методсовет входят наиболее опытные учителя, учителя-методисты, руководители методических объединений. Методический совет работает в тесном контакте с администрацией школы. Методсовет выполняет следующие функции:

  • Реализует задачи методической работы, поставленные на учебный год;
  • Направляет работу методических объединений;
  • Организует внутришкольные   семинары,   взаимопосещения, конкурсы;
  • Обобщает   и   внедряет   передовой   педагогический опыт, осуществляет моральное стимулирование творчески работающих учителей;
  • Организует мониторинг знаний учеников и анализирует его итоги, определяет пути устранения пробелов в знаниях обучающихся;
  • Организует наставничество начинающих педагогов;
  • Оказывает методическую помощь учителям в межаттестационный период и в период аттестации;
  • Разрабатывает локальные акты.

Методический совет руководствуется в своей деятельности Положением о методическом совете гимназии и Положением о школьных методических объединениях.

В 2016-2017 учебном году школа продолжит работу по методической теме: «Формирование потребности школьника в саморазвитии, самосовершенствовании через внедрение в учебно-воспитательный процесс инновационных технологий». Промежуточный результат работы над темой будет подведен на методическом педагогическом совете.

В школе сформированы 8 методических объединений: МО учителей математики, физики и информатики, МО учителей естественного цикла, МО учителей общественных дисциплин, МО учителей физической культуры, ОБЖ, технологии, изобразительного искусства, музыки, МО учителей русского языка и литературы, МО учителей иностранных языков, МО учителей начальных классов, МО классных руководителей

Мониторинг методической подготовки учителей показал, что 100 % педагогов знакомы с современными педагогическими технологиями. Большинство преподавателей применяют их на практике и готовы поделиться своим позитивным педагогическим опытом с коллегами в гимназии и на городских методических объединениях.

Для дальнейшего развития школы необходимо решить ряд педагогических задач:

  • Развитие у обучающихся рефлексивных умений, умений самопознания и самооценки;
  • Развитие умений жизненного целеполагания;
  • Совершенствование организации деятельности учителя и учащихся в профильном обучении через проектную деятельность;
  • Расширение знаний обучающихся о профессиях, их специализации, о занятости населения в регионе, о востребованных профессиях, о начальных, средних и высших профессиональных учебных заведения в городе и регионе;
  • Развитие у обучающихся способности свободного, обоснованного на знании своих способностей выбора профессиональной деятельности и учебного заведения для дальнейшей профессиональной подготовки.
  • Совершенствование педагогического мастерства учителей, создание условий для исследовательской деятельности, обобщения передового педагогического опыта;
  • Внедрение ИКТ для обучения, мониторинга качества образования, хранения и пополнения базы данных по обучающимся и сотрудникам школы;
  • Продолжение развития системы школьного самоуправления через Ученический совет;
    • Совершенствование психологической, профориентационной службы гимназии

 

 

1.5.4. Оценивание деятельности обучающихся.

 

Обучение, дающее гарантированный результат - тот идеал, к которому стремится педагогический коллектив гимназии. Образовательный мониторинг - действенный механизм управления школой, качеством образования.

Цель мониторинговых исследований: обеспечение руководства гимназии комплексной информацией о состоянии общеобразовательной и профессиональной подготовки обучающихся, успешности процесса социально-психологической и профессиональной адаптации молодежи с целью принятия управленческих решений по улучшению педагогического руководства образовательным процессом и процессом социально-профессиональной адаптации.

Объекты мониторинга в гимназии:

-         результативность учебного процесса;

-         развитие учебной деятельности обучающихся;

-         развитие личности обучаемых;

-         социально-психологическая адаптивность,

-         социально-профессиональная адаптивность обучающихся;

-         профессиональное развитие педагога.

 

 

 

Мониторинг учебного процесса

Цель: отслеживание результативности воспитательно-образовательного процесса, управление им.

Основные задачи: непрерывное отслеживание состояния учебного процесса, осмысление реальных учебных возможностей обучающихся (обученность, обучаемость), качество преподавания.

      В процессе мониторинга выясняются следующие вопросы:

  1. 1)достигнута ли цель образовательного процесса;
  2. 2)существует ли положительная динамика в развитии учащегося по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований;
  3. 3)существуют ли предпосылки для совершенствования работы преподавателей;
  4. 4)соответствует ли уровень сложности учебного материала возможностям обучающегося.

В образовательном пространстве школы действует многоуровневая система оценивания деятельности обучающихся. Она включает в себя систему оценивания учебной и внеучебной деятельности. Главный принцип существующей системы – объективность и всесторонняя оценка деятельности ученика.

Мониторинг учебной деятельности осуществляется реализацией внешнего контроля учебной деятельности учащихся, включающем систему государственной итоговой аттестации выпускников 9 (ОГЭ) и 11 классов (ЕГЭ) в соответствии с Законом РФ «Об образовании в РФ». Итоговая аттестация выпускников 9-х и 11-х классов проводится в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного и среднего общего образования.

         Внутришкольный мониторинг качества образования осуществляется в соответствии с Положением о системе оценивания учебной деятельности учащихся МБОУ гимназии № 11, Положением о внутришкольном контроле.

Мониторинг проводится в три этапа: стартовый, промежуточный, итоговый. Результаты мониторинга анализируются, обсуждаются на Методическом совете гимназии, заседаниях школьных методических объединений, выносится соответствующее управленческое решение.

Образовательное учреждение обладает квалифицированными педагогическими кадрами, соответствующим программно-методическим обеспечением, эффективно функционирующим механизмом мониторинга обученности учащихся, достаточной материально-технической оснащенностью для успешного осуществления образовательного процесса в соответствии с Государственными документами об образовании.

 

 

 

МОДУЛЬ 2. Характеристика контингента обучающихся и социального статуса их семей. Определение их требований к уровню образования.

 

 

2.1. Социальный состав учащихся.

 

С сентября 2016 года в гимназии обучается 669 учащихся, объединенных в 27 классов-комплектов.

 

Школа

Количество классов

Количество учащихся

I ступени

9

223

II ступени

14

359

III ступени

4

87

 

I ступень – Базовая общеобразовательная программа начального общего образования -4 года (1-4 классы) в соответствии с ФГОС НОО.

II ступень – Базовая общеобразовательная программа основного общего образования -5 лет ( 7-9 классы). 5-6 классы обучение осуществляется по ООП ООО в соответствии с ФГОС 2 поколения.

III ступень – Базовая общеобразовательная программа среднего общего образования – 2 года (10-11 классы).

 

По национальному составу 84% обучающихся – русские. В гимназии обучаются дети разных национальностей: армяне, украинцы, азербайджанцы, корейцы, таджики, татары, грузины, греки ,евреи.

 

Гимназия продолжит воспитание толерантности учащихся к представителям других культур, выстраивание позитивной межкультурной коммуникации на всех уровнях.

Социальный состав семей неоднородный, имеются все категории – малообеспеченные, многодетные, семьи с одним родителем и т.д. Количество семей с одним-двумя детьми примерно одинаковое и в сумме составляет 82% от общего количества семей, 6% семей – многодетные. Более 20% детей воспитываются в неполных семьях. Также в семьях воспитываются сироты, опекаемые. Всем детям, нуждающимся в социальной и педагогической поддержке, она оказывается на высоком профессиональном уровне. В школе работают психолог, социальный педагог, которые включены в систему социально-психологической и педагогической помощи детям.

Исследование уровня образования родителей показало, что половина от общего количества имеет высшее или средне-специальное образование, что позволяет рассчитывать на существование мотивации к получению образования в семье. Анализ занятости родителей учащихся в производстве показывает стабильный средний результат, обеспечивающий средние показатели материального обеспечения в семьях учащихся, что позволит реализовать данную образовательную программу.

Педагогическому коллективу необходимо принимать во внимание сложившиеся социально-экономические условия семей учащихся и стремиться к предоставлению максимально возможных образовательных услуг всем учащимся, вне зависимости от их социально-экономического статуса, в целях наиболее полного, гармоничного развития каждого ребенка.

 

2.2. Состояние здоровья учащихся.

 

Организация образовательного процесса строится на основе внедрения здоровьесберегающих технологий. В 2016-2017 учебном году   гимназия будет работать в режиме 5-дневной рабочей недели для учащихся 1-4 классов и 6-дневной рабочей недели для учащихся 5-11 классов. Гимназия работает в две смены. Начало занятий в здании по адресу Кирова 83 в 1-ой смене 8.30, окончание занятий: 5-й урок – 12.20; Начало занятий во 2-ой смене в 12.30, окончание занятий: 5-й урок в 17.05; по адресу Козлова, 30 начало занятий в 1 смене в 8.15, окончание занятий (6 урок) в 13.00, 7-ой урок в 13.45; вторая смена начало занятий 13.05, окончание занятий в 17.40. Продолжительность уроков в начальной школе составляет 35 минут, в остальных классах – 40 минут. Расписание занятий предусматривает перерывы, достаточной продолжительности для отдыха и питания в соответствии с санитарными нормами.

Расписание занятий составляется согласно нормам максимального объёма учебной нагрузки, требованиям СанПиНа, утверждается отделом Рособрнадзора СК в г. Пятигорске.

Продолжительность учебного года - 34 недели для учащихся 1, 9, 11 классов, 35 недель для учащихся 2-8, 10 классов. Предусмотрены осенние, зимние и весенние каникулы составляющие в общей сложности 30 дней, дополнительные каникулы для 1-х классов - 7 дней.

Питание играет огромную роль в укреплении и охране здоровья ребенка. В гимназии организовано горячее питание для учащихся начальной школы и учащихся льготных категорий (имеют официальный статус). В школьном буфете представлен широкий ассортимент свежей продукции – выпечка, бутерброды, кондитерские изделия, соки и молочная продукция. В пищевом рационе школьников предусмотрены белковые продукты, овощи и фрукты. Пища содержит растительное масло и витамины, которые повышают сопротивляемость к инфекционным заболеваниям, способствуют правильному развитию и росту ребенка. Медицинские работники совместно с администрацией гимназии, представителями ученического самоуправления и членами Управляющего совета регулярно ведут контроль за качеством пищи и её дозировкой. Доставка продуктов производится ежедневно. Зал для приема пищи рассчитан на 45 посадочных мест, питание осуществляется по графику. Обеспеченность посудой - 100%. Буфет работает по расписанию.

Организацию горячего питания для учащихся 5-7-х классов осуществляют классные руководители по желанию родителей.

В гимназии реализуется программа «Здоровье плюс…», направленная на формирование здорового образа жизни обучающихся. Состояние здоровья учащихся и структура заболеваемости в гимназии традиционно будет контролироваться медицинским персоналом гимназии в рамках плановых медосмотров, проведения ежедневного мониторинга посещаемости занятий учащимися в эпидсезон и текущих наблюдений администрацией гимназии. По мере необходимости будут открыты специальные медицинские группы для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и в соответствии с рекомендациями врачебной комиссии.

Образовательная программа гимназии, реализуя приоритетное направление инициативы «Наша новая школа» по сохранению здоровья школьников, предусматривает постоянный контроль за показателями здоровья учащихся посредством проведения регулярных медицинских осмотров, диспансеризации, пропаганды здорового образа жизни, воспитание ответственности учащихся за свое здоровье через воспитательную систему гимназии, имеющую направление «Здоровье».

       Реализация указанных направлений деятельности, дозирование учебной нагрузки, домашних заданий, контроль за санитарно-гигиеническим состоянием здания гимназии, строгое выполнение Гигиенические требования к условиям обучения школьников в общеобразовательных учреждениях позволит стабилизировать показатели здоровья учащихся.

В 2016-2017 учебном году одной из главных задач гимназии - обеспечение безопасности жизни и здоровья учащихся и сотрудников. В образовательном учреждении установлен контрольно-пропускной режим допуска граждан и автотранспорта на контролируемую территорию силами вневедомственной охраны в дневное время и сторожем в ночное. Имеется «тревожная кнопка» и кнопка оповещения в случае пожара Администрация осуществляет контроль работы сторожевой охраны в ночное время и праздничные дни при помощи телефонной связи.

Предусматривается осуществление постоянного контроля за организацией антитеррористической и притивопожарной защищенности гимназии; будет продолжено проведение разъяснительной работы среди учащихся и их родителей, сотрудников школы, направленной на усиление бдительности, организованности, готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях. Для обеспечения безопасности учащихся ведется постоянный контроль за организованными перевозками учащихся при проведении экскурсий, за безопасным проведением культурно-массовых мероприятий .

С целью отработки алгоритма действий учащихся и сотрудников во время чрезвычайных ситуаций в гимназии 1 раз в полгода будут проводиться тренировочные занятия по эвакуации учащихся и сотрудников из помещения гимназии в случае пожара и ЧС.

В 2016-2017 учебном году будет продолжена систематическая работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, по предупреждению травматизма во время проведения учебного процесса, пропаганде техники безопасности и правил поведения при различных чрезвычайных ситуациях.

 

 

2.3. Уровень обученности и воспитанности учащихся.

 

Качество обучения в гимназии в 2015-2016 учебном году составило 51%. Количество отличников - 7 %, успевающих на «4» и «5» - 43%, неуспевающих на протяжении многих лет в гимназии нет.

По результатам государственной итоговой аттестации в 2015-2016 учебном году 2 учащихся 9-х классов получили аттестаты с отличием

По результатам государственной итоговой аттестации (ЕГЭ, ОГЭ) все выпускники гимназии получили аттестаты об основном общем образовании и аттестаты о среднем общем образовании.  

        В 2016-2017 учебном году планируется повысить качество знаний до     52 – 53%.

  

2.4. Запросы учащихся, их родителей к образованию повышенного уровня по предметам.

 

Запросы учащихся, их родителей к образованию повышенного уровня по предметам различных циклов изучены и проанализированы психологом гимназии. .

         Исходя из анализа представленных данных, социальный запрос учащихся, их родителей к образованию повышенного уровня направлен на социально-гуманитарный профиль.       

  • социально - гуманитарный                 - 100%

 

Психолог гимназии результатами своего анкетирования подтверждает наличие у обучающихся гимназии склонностей к профессиональной деятельности в этих же областях.

Представленные данные позволяют спланировать и реализовать задачи предпрофильного и профильного образования в школе с учетом социального запроса родителей, детей и их реальных способностей.

 

Гимназия обеспечивает учет запросов к получению углубленного образования учащихся и их родителей через организацию профильного образования в класса социально-гуманитарного профиля на III ступени образования, предпрофильной подготовки на II ступени обучения.

Гимназия будет продолжать работать по представлению образовательных услуг в соответствии с социальным запросом учащихся и их родителей.

 

 

 

МОДУЛЬ 3. Перспективы развития школы.

 

3.1. Образ выпускника начальной, основной и средней школы – ожидаемый результат реализуемой образовательной программы.

 

Образовательная программа ориентирована на приближение к образу ученика 21 века, сформулированному в национальной инициативе «Наша новая школа» и Стандартах образования нового поколения, ориентированных на воспитание деятельностной, компетентностной, сознательной личности.

 

 

Под ожидаемым результатом реализации образовательной программы, в целом, понимаются позитивные изменения в личности учащихся, на которые ориентирована данная образовательная программа.

 

Образовательная программа МБОУ гимназии № 11 направлена на удовлетворение запросов и интересов потребителей:

            1. Учащихся:  

ñ    в получении знаний и учебных компетенций, необходимых для продолжения образования в вузах;

ñ    в   предоставлении    образовательных   услуг, стимулирующих развитие интеллектуальных и творческих способностей;

ñ    в создании условий, способствующих формированию ключевых компетенций       для   успешной   социализации   в   современном обществе;

 

  1. 2.Родителей:

 

*        в обеспечении комфортных условий пребывания детей в гимназии;

*        в сохранении здоровья и психологической устойчивости детей;

*        в создании условий; для получения знаний высокого качества;    

*        в гарантиях для продолжения образования;
в предоставлении возможностей для максимальной адаптации

*           в социуме.  

         3. Государства:

  • в выполнении государственных образовательных стандартов;
  • в обеспечении качества, гуманизма и демократизма образования, гарантирующего гуманистическую ориентацию личности, способной к продуктивной деятельности в сфере науки, культуры, производства и общественных отношений.

        4. Общества:

•   в воспитании законопослушных граждан;

• в   развитии   подрастающего   поколения   готового   воспринять,

     осознать, ценить, сохранять, и развивать культурное наследие и

     традиции общества;

  1. 5.ВУЗов:

ñ    молодёжи,     обладающей     сформированными,   общеучебными
компетенциями и высоким уровнем познавательной готовности к
освоению программ высшего профессионального образования. в притоке     интеллектуально     развитой, широко образованной

 

Планируемые результаты

Главным ожидаемым результатом     овладения   образовательными программами являются:

выполнение учащимися Федерального образовательного стандарта;

*      выполнение учащимися образовательного стандарта Ставропольского края;

*      достижение конкретного уровня образованности;

*      выполнение   учащимися школьного   компонента   образовательного

стандарта;

 

 

Итогом обучения является

 

I

Начальная школа

(1-4-й кл.)

II

Основная школа

(5-9-й кл.)

III

Средняя школа

(10-11 – кл.)

Достижения уровня элементарной грамотности; Освоение учащимися элементарных средств учебно-познавательной деятельности, формирование возможности для их применения в образовательной, коммуникативной и практической деятельности.

Освоение основного содержания и достижение уровня функциональной грамотности в учебно-познавательной деятельности и уровня информированности в различных областях культуры.

 

Овладение обязательным минимум среднего образования и достижение различных уровней компетентности.

Ориентация и способность к выбору способов решения конкретных проблем.

Развитие способности решать учебные и реальные жизненные проблемы.

 

Опыт осуществления различных способов деятельности, развитие возможностей для быстрого освоения и смены социальных ролей.

Образовательные результаты включают в себя

  

Структурные элементы

Формы фиксации

Опыт познавательной деятельности

В форме знаний:

  • овладение             современными           теориями, концепциями   в     области   классических   и прикладных наук;
  • овладение         базовыми,   знаниями       по непрофильным предметам;    
  • овладение   знаниями   в     области   мировой, отечественной, петербургской культуры; осознание значимости культурного наследия и роли     знаний   в   общекультурном   развитии личности.;

Опыт осуществления       способов деятельности

В форме умений действовать по образцу:

•   информационных;    

•   интеллектуальных;

•   организационных;

•   коммуникативных. Способность к самообразованию. Способность к целеполаганию и целереализации.

Опыт творческой деятельности

В   форме     умений   вырабатывать   и     применять нестандартные решения   в   проблемных ситуациях.   Потребности в интеллектуальной деятельности.

Опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений

В форме личностных ориентаций.

Сложившаяся   система социально ценных мотивов. Положительная   направленность   деятельности   и поведения.

 

В результате реализации данной образовательной программы в гимназии будут созданы условия, обеспечивающие комфортное пребывание в ней учащихся с различными запросами и уровнем подготовки, позволяющие им подготовиться к адаптации в условиях рыночных отношений и социальных изменений. В гимназии учащиеся смогут получить общие знания базового и повышенного уровня и основы профессиональных знаний, которые в дальнейшем будут затребованы обществом.

 

Модель выпускника начальной школы

 

Ученик, у которого сформированы базовые ЗУН, предусмотренные программой начальной школы.

Ученик, у которого развиты ОУУН (техника чтения, письма, вычислительные навыки) в норме или выше нормы.

Ученик, у которого заложены основы мыслительных операций:

 

выделение главного;

сравнение;

обобщение;

умение делать выводы;

планирование, контроль и оценка своей деятельности.

 

Ученик, желающий укрепить и сохранить свое здоровье.

Ученик, знающий свою родословную, малую и большую родину.

 

 

Модель выпускника основной школы

 

*        Овладение   знаниями, предметными и   общеучебными   компетенциями;
предусмотренными государственными образовательными стандартами.

*        Наличие   умений     определять     и     объяснять     законы     и     понятия;
систематизировать     и     классифицировать,     устанавливать     причинно- следственные связи, выявлять закономерности, делать выводы;

*        Умение проводить анализ и оценку своей деятельности, соотносить цели познавательной деятельности задачам, средствам их решения, источникам информации и способам оформления результатов;

*        Умение работать в паре, группе, выразить и аргументировать собственное мнение и быть терпимым к   иному мнению;

*        Владение разными способами получения информации и её обработки;

*        Способность к ведению диалога в разных ситуациях;

*        Осознание необходимости   продолжения образовательного маршрута.

*        Наличие       устойчивого   интереса к получению   знаний и творческой деятельности;

*        Наличие ценностных ориентиров: жизнь и здоровье     человека,   честь и достоинство;

*        Направленность на уважение   к правам и свободам граждан.

*        Склонность к размышлению осмыслению происходящего в обществе;

    Осознание необходимости   законопослушания;

*        Готовность выполнять нравственные правила и требования современного информационного общества;

*        Ориентация в политической жизни общества;

*        Понимание   простейших   экономических   закономерностей:   владение культурой потребителя;

*        Ориентация в ценностях отечественной и мировой культуры;

*        Овладение основами физической культуры.

Модель выпускника старшей школы

ñ имеет  уровень образования и профилизации  соответствующий современным стандартам, который позволяет  сделать свободный выбор области деятельности;

ñ личность, уважающая себя, осознающая свою ценность и ценность других, способная делать выбор в ситуациях нравственного выбора и нести ответственность перед собой и обществом;

ñ сформированы жизненные приоритеты, ценности, идеалы;

ñ сформирована  готовность  к выполнению  различных  социальных  ролей;

ñ умеет  адаптироваться  в сложной  жизненной  ситуации, разрешать  конфликтные  ситуации на основе   принципов  толерантности;

ñ владеет высокой политической и демократической культурой, гражданскими, национальными  и общечеловеческими ценностями;

ñ любит свою Родину, уважает исторические традиции  украинского народа, народов других национальностей;

ñ имеет  высокий уровень физической культуры  и потребность в здоровом образе жизни, культуре  труда, культуре  отношений;

ñ ощущает себя  частью  природы и стремится к её  сохранению;

ñ имеет  художественно – эстетическую  активность на оптимальном для себя уровне;

ñ владеет  основами  компьютерной  грамотности и информационных технологий.

 

 

3.2. Управление реализацией программы.

В гимназии постоянно совершенствуется деятельность управления. В реализации программы участвуют администрация, социальный педагог, психолог, учителя, библиотекари, функциональные обязанности которых определены Должностными обязанностями. Управляющий совет гимназии и ученический совет гимназии также являются участниками реализации образовательной программы.   Деятельность методического совета, методических объединений, традиционные внутришкольные семинары составляют основу методического обеспечения программы. Гимназия несет ответственность перед родителями обучающихся и учредителем за выполнение своей образовательной программы.